Эсминец громкий. Спасение ТР «Марина Раскова» эсминцами «Гремящий» и «Громкий. бухты «Громкий» был обнаружен и обследован Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, но ввиду сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов был оставлен на грунте.К

Эскадренный миноносец «Громкий», длина около 100 м, ширина — 10 м, лежит на левом боку, траверс поселка Мысхако, глубина по грунту — 44 м, минимальная по объекту 38 м. Доступ во внутренние помещения затруднен по причине узких и заиленных проходов, хорошо просматриваются винты, трубы, носовая надстройка, форштевень загнут в результате удара о грунт. Заложен на Невском судостроительным и механическом заводе в Санкт-Петербурге. Перезаложен на Николаевском адмиралтействе (г. Николаев). Достроен в Николаеве.
Водоизмещение: 1110 тонн, длина 100 м, ширина: 100 м, осадка: 3,41 м.
Мощность механизмов: 24500 л.с., максимальная Скорость 34 узла, экономическая - 21 узла.
Вооружение (на 1916 г.): три 102 мм орудия, два 47-мм зенитных орудия, четыре 7,62-мм пулемета, пять х 2 457-мм торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж эсминца 111 человек.

25 апреля 1918 года германское командование предъявило советскому правительству ультиматум о сдаче Черноморского флота. 29 апреля 1918 г. эсминец вместе с другими кораблями ушел из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата кайзеровскими войсками.
28 мая 1918 г. была получена секретная директива, подписанная В. И. Лениным, о необходимости уничтожения кораблей Черноморского флота.
17 июня 1918 года, эсминец "Громкий", был затоплен экипажем у Мысхако. В точке 44°37"N 37°49"E на глубине 36-42 м. В 1947 г. при разминировании Цемесской бухты "Громкий" был обнаружен и обследован Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, но ввиду сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов был оставлен на грунте.
Корабль лежит на левом борту, до половины погрузившись в ил. При затоплении он ударился носом о дно, поэтому носовая часть (форштевень) свернута на правый борт. Сейчас эсминец является одним из наиболее примечательных затопленных объектов Новороссийской бухты.


«Громкий» - эскадренный миноносец типа «Грозный» Второй Тихоокеанской эскадры, геройски погибший в Цусимском сражении. Зачислен в списки судов Балтийского флота 30 июня 1904 года , спущен весной 1904 года , вступил в строй 25 сентября 1904 года . Вошёл в состав «Догоняющего отряда» капитана 1 ранга Л. Ф. Добротворского и 3 ноября 1904 года покинул Либаву под командованием капитана 2 ранга Г. К. Керна . 1 февраля 1905 года в составе отряда соединился с главными силами Второй Тихоокеанской эскадры , войдя в состав 2-ого отделения миноносцев. Во время Цусимского сражения 14 мая держался на траверзе крейсера «Олег» , избежав повреждений. Вечером присоединился к крейсеру «Владимир Мономах» , вместе с которым отражал атаки японских миноносцев. Ночью «Владимир Мономах» получил торпедное попадание и потерял боеспособность.

Около 5 часов утра на горизонте был замечен тонущий броненосец «Сисой Великий». Командир «Владимира Мономаха» Попов приказал «Громкому» следовать в распоряжение броненосца, но последний уже погружался в воду и «Громкий» был снова отправлен к поврежденному «Мономаху». Командир крейсера приказал «Громкому» прорываться во Владивосток. В этот момент был замечен японский миноносец «Сирануи», бросившийся в погоню за «Громким». В 8:35 (по японским данным) «Громкий» развернулся, и, постепенно набирая скорость, начал уходить от погони. Японский миноносец был вооружен сильнее «Громкого», но не имел преимущества в скорости. После 2 часов преследования машинная команда «Громкого» окончательно измоталась: уже около 20 часов люди находились на вахте, кочегары падали в обмороки, а у некоторых начались судороги. «Сирануи» начинал отставать, однако в 11:40 появился ещё один японский миноносец (№ 63). Положение «Громкого» стало критическим - угля осталось около 40 тонн, в то время как вновь приходилось форсировать ход и он рисковал остаться через непродолжительное время совсем без топлива. Командир корабля принял решение атаковать противника торпедами, и «Громкий», круто развернувшись, выпустил две торпеды по миноносцу «Сирануи». Первая прошла мимо, вторая не взорвалась, ударившись о борт японского корабля. Около 12 часов японские снаряды вывели из строя два котла «Громкого» и скорость миноносца упала до 16 узлов. Несмотря на это, команда «Громкого» продолжала отчаянно сражаться; на миноносце даже сменили сбитый в бою флаг. Вскоре артиллерийские погреба оказались затопленными и из всей артиллерии действовали лишь два 47-мм орудия, достреливавшие остававшийся на палубе боезапас. Японские снаряды вывели из строя все котлы русского миноносца. В 12:04 замолчало последнее орудие «Громкого» и экипаж начал отстреливаться из винтовок. Отдав команду «спасаться кто как может», командир миноносца капитан 2 ранга Г. Ф. Керн сразу же был сражён неприятельским снарядом. Судовой механик В. В. Сакс , несмотря на ранение и контузию, на протяжении всего боя организовывал борьбу за живучесть и обеспечивал ход корабля. После гибели командира корабля уничтожил секретные коды и утопил в море денежный ящик, вместе с подчинёнными открыл кингстоны в машинном отделении корабля для его затопления, чтобы миноносец не достался врагу. За время боя миноносец имел потери - 2 офицеров, 1 кондуктора и 20 матросов убитыми и 3 офицеров и 23 матроса ранеными. В 12:43 «Громкий» затонул, повалившись на правый борт. Оставшихся в живых людей японцы подобрали из воды. Миноносец «Сирануи» получил более 20 попаданий, причём на нём четырежды меняли флаг.

В набор модели входят детали из эпоксидной смолы, фототравление и инструкция по сборке. Модель собирается по ватерлинию или с полным корпусом. Обращаем Ваше внимание на то, что клей и краски приобретаются отдельно.

К 70-летию Великой Победы. Первая энциклопедия героических кораблей советского флота, ставших гордостью СССР. Всё о 47 надводных кораблях и 39 подлодках, удостоенных Гвардейского звания и награжденных орденом Красного Знамени.

Среди них были и могучие линкоры, и малые охотники, и грозные крейсера, и «работяги»-тральщики, и стремительные эсминцы, и минные заградители, и сторожевики, и канонерки, и речные мониторы, и подводные лодки всех типов. Они топили вражеские корабли и громили артиллерийским огнем сухопутные войска, высаживали десанты и с боем прорывали в осажденные базы, отражали налеты авиации и охотились за конвоями противника, обороняли Одессу и Севастополь, Керчь и Новороссийск, Ленинград и Сталинград, Моонзунд и Мурманск, освобождали Крым, Курилы и Южный Сахалин.

Краснознаменный эскадренный миноносец «Громкий»


Заложен 29 апреля 1936 г. в Ленинграде на заводе № 190 им. А. Жданова. Спущен на воду 6 декабря 1937 г., вступил в строй 31 декабря 1938 г. и вошел в состав КБФ.

19 мая 1939 г. ушел из Ленинграда по Беломорско- Балтийскому каналу на Север и 26 июня 1939 г. вошел в состав СФ.

Участвовал в войне с Финляндией. 1 декабря 1939 г. совместно с эсминцем «В. Куйбышев» крейсировал у входа в губу Петсамо, прикрывая отряд, осуществлявший поддержку наступления войск 14-й армии. 2 и 3 января 1940 г. совместно с эсминцем «Грозный» охраняли минные заградители, ставившие мины на подходах к Петсамо.

22 июня 1941 г. «Громкий» встретил под командованием капитана 3 ранга С.Г. Шевердякова в составе отдельного дивизиона эсминцев в Полярном.

24 июня эсминец участвовал в эскортировании транспортов с войсками из Мурманска в Мотовский залив. 29 июня отражая налет немецкой авиации на Ваенгу сбил два Ju-88.

13 июля «Громкий», совместно с эсминцами «Гремящий», «Стремительный», «В. Куйбышев» и «Урицкий», выходил на перехват немецких эсминцев, разгромивших советский конвой, эскортируемый СКР «Пассат».

14 июля совместно с «Гремящим» и «Стремительным» осуществлял прикрытие с моря высадку войск в районе губы Западная Лица.

26 августа в Баренцевом море восточнее о-ва Кильдин была атакована немецкой подводной лодкой плавбаза «Мария Ульянова», шедшая в охранении эсминцев «В. Куйбышев» и «Урицкий». Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь были посланы «Громкий» и «Гремящий».

Когда корабли подошли к плавбазе, конвой был атакован самолетами противника. Налеты продолжались в течение всего дня. Отражая атаки, зенитчика сбили «Юнкере». 27 августа конвой прибыл в Териберку.

10 и 12 сентября совместно с эсминцем «Гремящий» участвовал в постановке минных заграждений на подходах к Печенге, и у берегов п-ва Рыбачий, выставил 96 мин.

Поддерживая приморский фланг армии, 21 сентября эсминец вел огонь по противнику из Мотовского залива.



С 20 октября «Громкий» неоднократно обстреливал позиции немецких войск в районе губы Западная Лица, израсходовав 20 октября - 97, 21 октября - 125, 22 октября -122, 23 октября - 279, 25 октября - 206, 27 октября - 229, 19 ноября - 103, 30 декабря - 100 снарядов.

24-25 ноября в составе британско-советского отряда кораблей во главе с британским крейсером «Кения» участвовал в поиске противника в районе Вардё - м. Нордкап. Не встретив противника, обстрелял порт Вардё, израсходовав 112 снарядов.



20 февраля совместно с британским крейсером «Нигерия» и эсминцем «Грозный» вышел из Кольского залива для встречи конвоя PQ-11. Из-за 7-балльного шторма эсминцы сначала отстали от крейсера, а затем вообще вернулись в базу. 22 февраля в 0.15 совместно с «Грозным» снова вышел для встречи PQ-11, но из-за шторма в 3.30 оба корабля возвратились в базу. В 19.00 вновь вышли в море и 23 февраля в 17.00 вместе с конвоем прибыли в Кольский залив.

С 1 по 4 марта «Громкий» участвовал в эскортировании конвоя QP-8. При возвращении в базу при очень сильном волнении (крен достигал 40°) остался без топлива, не дойдя 40 миль до губы Порчниха. Туда его привели на буксире, при этом смыло волной за борт помощника командира, главного боцмана и двух матросов, все они погибли. В губе Порчниха «Громкий» заправили топливом сначала с эсминца «Грозный», затем с танкера.

30 марта корабль осуществлял встречу и эскортирование в Кольский залив поврежденного английского крейсера «Тринидад» и эсминца «Эклипс» из состава союзного конвоя PQ-13.

С 27 апреля по 5 мая эсминец шесть раз выходил в губу Вичаны, где оказывал огневую поддержку войскам в районе м. Пикшуев, израсходовав 872 снаряда. 6 мая, возвращаясь в базу, попал в 8-балльный шторм, эсминец шел 10-узловым ходом, сильно зарываясь носом в волну. В 5.20 от ударов волн образовался гофр по всей ширине полубака, а затем появились трещины у 37-го шпангоута по всей палубе и борту. 4-узловым ходом, корабль с большим трудом в дошел до Мурманска, где был поставлен в плавучий док. В ходе осмотра установили, что носовая часть держится только за счет киля. 20 июня «Громкий» встал на восстановительный ремонт в завод № 402 в Молотовске, который был закончен 9 октября.

22 ноября корабль вышел в море на поиск тяжело поврежденного эсминца «Сокрушительный», но сам получил повреждения корпуса от штормовых волн и 24 ноября с трудом вернулся в базу. 29 ноября вновь встал в ремонт в Росте.

25 января 1943 г. «Громкий» вышел из ремонта. В феврале он участвовал в эскортировании: 11 и 12 февраля двух транспортов из Белого моря в Кольский залив; 18 и 19 февраля четырех транспортов из Белого моря в Кольский залив; 27 февраля конвоя JW-53.

27 и 28, а также 30 и 31 марта «Громкий» совместно с лидером «Баку» и эсминцем «Грозный» безрезультатно осуществлял поиск судов противника в районе Вардё.

Совместно с «Грозным» 17–18 мая провели 5 союзных транспортов из Кольского залива в Белое море. С 18 июня по 10 сентября эсминец стоял в ремонте. Затем участвовал в эскортировании: 29 сентября - 1 октября конвоя КБ-24; 9-16 октября конвоя БА-27 (транспорт «Марина Раскова»). 12 октября эскортируемый транспорт «Марина Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, его взял на буксир эсминец «Гремящий». Чтобы уменьшить рысканье на курсе аварийного судна, на другой день «Громкому» приказали завести буксир на его корму. 14 октября в 2.10 стальной конец, поданный на корму транспорта с полубака «Громкого», оборвался и был снова заведен в 3.21. Ветер 7 баллов, море 6 баллов, скорость буксировки не превышала 2–3 узлов. В 8.55 конец снова лопнул. Оставшиеся на транспорте стальной трос, якорь и 80 м якорной цепи с эсминца тянулись по грунту и удерживали корму транспорта. Поэтому решили его буксировать одним «Гремящим». 14 октября «Громкий» обнаружил подводную лодку противника и, отдав конец, атаковал ее ныряющими снарядами.

14 ноября в составе отряда эсминцев во главе с лидером «Баку» вышел из Иоканьги для встречи конвоя АБ-55 (ледокол «И. Сталин» и ледорез «Ф. Литке»). Поход осуществлялся в условиях жесточайшего шторма. 15 ноября в 12.30 у Карских ворот корабли вступили в охранение ледоколов. 16 ноября тральщик Т-114 обнаружил подводную лодку и атаковал ее. «Громкий» также пробомбил место обнаружения лодки. 18 ноября конвой прибыл в Молотовск.

До конца 1943 года «Громкий» участвовал в эскортировании: 1–3 ноября конвоя RA-54-A; 24 и 25 ноября конвоя JW-54-A; 27 и 28 ноября конвоя RA-54-B; 20 и 21 декабря конвоя JW-54-A.

21 и 22 января 1944 г. «Громкий» участвовал в безрезультатной попытке перехватить конвой противника в районе м. Маккаур. В 1944 г. корабль участвовал в эскортировании: 10 и 12 января конвоя БК-1; 27 и 28 января конвоя JW-56-A; 29 января танкера из Иоканьги в Кольский залив; 3 и 4 февраля конвоя RA-56; 28 и 29 февраля конвоя JW-57; 8 и 9 марта конвоя КБ-2, при этом 8 марта в точке Ш. 69°32?, Д. 34°03? повредил подводную лодку противника; 4–7 апреля конвоя RA-58; 26 и 27 апреля конвоя БК-12; 14–16 июня конвоя БК-15; 23–25 июня конвоя КБ-15; 3–5 июля конвоя БК-19; 22 и 23 июля конвоя БК-2; 25–27 июля конвоя БД-3; 30 июля - 1 августа конвоя ИБ-17; 7–9 августа конвоя БИ-16; 9 и 10 августа конвоя БК-26; 24–26 августа конвоя JW-59; 28–30 августа конвоя БК- 30; 12–14 сентября конвоя КБ-27; 23 и 24 сентября конвоя JW-60; 30 сентября и 1 октября конвоя КБ-29; 2 и 3 октября конвоя ИК-15.

9 октября «Громкий» совместно с эсминцем «Гремящий» поддерживал артиллерийским огнем демонстративный десант на м. Пикшуев. 10 и 11 октября совместно с эсминцем «Гремящий» вел огонь из губы Большая Мотка по батареям противника, опорному пункту «Оберхоф» и переправе через реку в районе Титовки. Всего с 9 по 11 октября он израсходовал 715 снарядов.

16 и 17 октября участвовал в эскортировании конвоя ИК-17. В конце октября встал на ремонт до конца года. 9 января 1945 г. командиром эсминца назначен капитан 3 ранга Н.И. Никольский, а 19 апреля - капитан-лейтенант В.М. Крылов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета от 6 марта 1945 г. эсминец «Громкий» был награжден орденом Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны «Громкий», совершил 33 похода, пройдя 9700 миль, 18 раз обстреливал позиции немецких войск в Мотовском заливе, совместно с другими кораблями совершил 5 набегов на вражеские коммуникации и произвел 3 минные постановки на подходах к Кольскому заливу. Сопровождал 40 отечественных и союзных конвоев, проведя без потерь около 300 транспортных судов. Отражая налеты вражеской авиации, зенитчики «Громкого» сбили 8 самолетов.

В 1948 г. «Громкий» перешел на Балтику и вошел в состав 8-го ВМФ. С 1949 по 1956 гг. прошел капитальный ремонт и модернизацию в Кронштадте.





В 1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в корабль-цель ЦЛ-74. 15 сентября исключен из состава ВМФ.