Бюджетный ЦАП. USB-ЦАП для обычного компьютера. Собираем качественный ЦАП уровня hi-end из недорогого набора Лучшие бюджетные цапы

USB ЦАП - это внешняя звуковая карта, которая служит исключительно для прослушивания музыки, в 90% случаев такие ЦАП не имеют аналоговых входов. Зато у USB ЦАП практически наверняка имеется мощный специализированный наушниковый усилитель, который позволяет подключать практически все распространенные модели наушников, кроме экзотики. USB ЦАП, как правило, обеспечивает намного более качественное звучание, чем интегрированный звук или массовые звуковые карты, а также зачастую поддерживает форматы высокого разрешения и DSD-воспроизведение без конвертации. В последнее время USB ЦАП вытеснили звуковые карты в кругу любителей музыки. Обновления в этой области ведутся непрерывно и вызывают огромный интерес.

Наши читатели задавали в форуме вопросы: как соотносятся продукты из сравнительных тестирований (Creative Sound Blaster E5, Oppo HA-2, Denon DA-10, Tento Porta DAC 1866, FiiO F18 Kunlun, Venture Craft Go DAP BXD) и (Schiit Fulla, Сambridge Audio Dacmagic XS, AudioQuest DragonFly Red, FiiO Alpen 2 E17K, M-Audio Micro DAC 24/192)? Обычно мы отвечаем, что это устройства разных форм-факторов (колонки vs. наушники, велосипед vs. автомобиль). Однако сегодня мы узнаем точный ответ на этот вопрос, так как столкнем победителей обоих тестов. К настоящему времени поспела уже новая версия Oppo HA-2 с приставкой SE (Second Edition), где обновился ЦАП и усилитель для наушников - теперь это ES9028-Q2M с интегрированным усилителем, после которого стоит дополнительный транзисторный буфер для низкоомной нагрузки. Тем интереснее будет тестирование!


Oppo HA-2SE AudioQuest DragonFly Red
Контроллер XMOS U6 Microchip PIC32MX
ЦАП ESS ES9028-Q2M ESS ES9016
Поддерживаемые форматы PCM 32 бит 384 кГц 24 бит 96 кГц
Поддерживаемые форматы DSD DSD256 (11 МГц) нет
Рекомендуемый импеданс нагрузки от 16 до 300 Ом от 12 до 300 Ом
Поддержка ASIO есть нет
Наличие встроенного аккумулятора есть нет
Габариты 68×137×12 мм 12×19×62 мм
Вес 175 г 30 г
Гарантия 2 года 1 год
Цена 24 990  18 990 

AudioQuest DragonFly Red на первый взгляд выглядит не очень серьезно, однако это весьма добротный продукт. Он основан на хорошем и очень недешевом ЦАП ES9016, а цифровой контроллер PIC32MX мало потребляет, что делает устройство совместимым даже с мобильными телефонами. Oppo HA-2SE не уступит ему в поддержке любых мобильных устройств, и более того, имеет внутри батарею, которая дает возможность выдать более мощный звук усилителя и даже подзарядить мобильное устройство в случае острой необходимости. С настольным компьютером USB ЦАП Oppo дружит не менее здорово, даже лучше, чем AudioQuest - чего сто́ят одни только отдельные ASIO-драйвера с поддержкой Native DSD до 11 МГц! Внутри Oppo HA-2SE основан на чипе XMOS с собственной фирменной прошивкой, с несколькими переключаемыми режимами работы.

Oppo HA-2SE

Внешний вид Oppo HA-2SE не поменялся по сравнению по сравнению с первой версией. Корпус полностью металлический, имеет несъемную стильную кожаную обложку.

На левой грани есть переключатели усиления (низкое и высокое положение) и эквализации баса. Расположенная там же кнопка имеет две функции: индикация заряда и включение/отключение режима power bank (внешнего аккумулятора для мобильных устройств). В комплекте поставляется специальная фирменная зарядка VOOC Rapid Charger.

На нижней грани есть переключатель режимов: режим А служит для подключения устройств Apple, режим В - для подключения устройств Android, режим С - для аналогового подключения через миниджек. Стоит отметить, что в комплекте поставляется целый набор кабелей: USB-Micro-USB для обмена данными с ПК и зарядки, USB-Lightning для устройств Apple, короткий кабель Micro-USB-Micro-USB для устройств Android, а также миниджек-миниджек. Есть две силиконовые резинки для крепления устройства к смартфону.

Интересно, что Oppo HA-2SE имеет линейный выход, и судя по измерениям, он вполне имеет смысл. Опять же, можно вывести сигнал на усилитель мощности. Аналоговый регулятор громкости хорошо вписан в дизайн, благодаря насечкам регулировка громкости не вызывает проблем.

AudioQuest DragonFly Red

Используется нетипичный MIPS-процессор PIC32MX с низким потреблением энергии. Производитель обещает true побитную передачу в ЦАП и обработку регулятора громкости в ОС средствами самого ЦАП, а также обещает выпустить ПО AudioQuest Desktop Manager, на момент тестирования недоступное для скачивания. ASIO нет, DSD нет.

AudioQuest DragonFly Red совместим с iOS и Android, но при недостаточном токе выдает сигнал намного тише, чем с наушникового выхода смартфона. Текущий режим работы отображается цветом подсветки: красный - Standby, зеленый - 44 кГц, голубой - 48 кГц, желтый - 88 кГц, сиреневый - 96 кГц.

Звучание

Мы понимаем важность сравнения и подходим к экспертизе ответственно. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям .

В сравнении с интегрированным звуком ноутбука звук тестируемых в обзоре USB ЦАП на голову выше. И чем лучше играют подключаемые наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. То есть смысл в покупке хорошего USB ЦАП резко возрастает для владельцев именно качественной аппаратуры.

Звучание AudioQuest DragonFly Red и Oppo HA-2SE очень похоже по характеру. Однако на хорошей аппаратуре Oppo вырывается вперед по ряду параметров - детальности и открытости звука. AudioQuest, тем не менее, можно похвалить за приятный звук - для 90% массовой аппаратуры такого качества будет вполне достаточно. То есть для любых компьютерных колонок, для массовых моделей наушников вряд ли стоит гнаться за чем-то более дорогим, чем AudioQuest DragonFly Red, так как есть большой шанс не услышать отличия - они потонут в собственных высоких искажениях этих колонок или наушников. Однако если на ценнике наушников значится 10-20 тысяч рублей, а у колонок - свыше 50 тысяч рублей, имеет смысл поискать подходящий источник звука. Вполне нормально иметь сбалансированный звуковой тракт, без перекосов.

Oppo сохраняет фирменный почерк всех устройств на ESS Sabre 32: очень высокая детальность, широкая стереопанорама, в звуке вообще не слышно искажений. В то же время, в модели HA-2SE нету и чрезмерной синтетики и потери атаки - наоборот, звук достаточно живой и напористый. Этого живого характера «добавлено» в меру - не до такой степени, чтобы был слышен окрас тембров или какая-то своя экзотическая интерпретация музыки, как в эзотерическом Hi-End. В общем-то, можно сказать, что в HA-2SE улучшено именно то, что в первую очередь вызывало у нас нарекания в обзоре AudioQuest DragonFly Red: излишняя мягкость и рафинированность. Возможно, это заслуга транзисторного буфера на выходе. А возможно, сказывается общая высокая культура проектирования устройства и удачный редизайн.

Что мешает использовать мобильный ЦАП в качестве настольного? Как ни банально это прозвучит, но мешает отсутствие хороших готовых кабелей. Мы уже писали, что качественных шнуров с разъемом миниджек практически не найти, поэтому при тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (сделано в Японии). Многие читатели пытались посмеяться над этим. Мы же просто приведем скриншот измерений, который демонстрирует рост проникновения каналов при подключении готового китайского кабеля - толстого, с позолоченными разъемами. Ничего не менялось, кроме смены проводов:

Измерения в RMAA

Как и в предыдущих частях, мы использовали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Тесты наушникового выхода без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно. И мы это покажем на примере роста искажений до 5% на самой низкоомной нагрузке при напряжении всего лишь 1 В RMS .

Впрочем, на низкоомной нагрузке даже при 1 В RMS сила тока очень большая, что приводит к работе в нештатном режиме. Возникает перегруз тракта, который не наблюдается в реальной эксплуатации. В реальной жизни с типичными наушниками 16 Ом и 32 Ом вполне достаточно 0,36 В RMS: на 32-омных наушниках средней чувствительности это уже громко, а на 16-омных наушниках высокой чувствительности слушать вообще невозможно.

В прошлом тестировании мы проводили все измерения при 0,36 В RMS , предполагая что большинство наушников достаточно чувствительны и не требуют высокого тока. Однако с ростом ценовой планки могут встретиться разные модели, в том числе менее чувствительные. С чем это связано? Раньше проблему составляла мощность усилителя для наушников, особенно в портативных и мобильных устройствах. Но теперь производитель наушников менее ограничен мощностью, и если появляется возможность повысить качество звука, снизив чувствительность, то в дорогих моделях наушников разработчики на это охотно идут.

Oppo HA-2SE

Тест Oppo HA-2SE 16 Oppo HA-2SE 32 Oppo HA-2SE 64 Oppo HA-2SE 300 Oppo HA-2SE - Oppo HA-2SE line out
−0,60, −0,78 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −109,4 −109,4 −109,4 −109,5 −109,5 −113,3
109,4 109,4 109,4 109,5 109,4 113,2
Гармонические искажения, % 0,0021 0,0013 0,0010 0,0007 0,0005 0,0005
0,026 0,027 0,027 0,026 0,026 0,0035
−59,2 −64,9 −70,8 −83,0 −102,7 −97,6

Уровень шума:

Искажения:

Все измерения проходили в пакетном режиме, без изменения подключения и положения проводов. Звуковая карта для измерений находилась в другом компьютере. Собственный шум в паузе при записи >118 дБА. Гармонические искажения AudioQuest DragonFly Red

Тест Dragonfly 16 Dragonfly 32 Dragonfly 64 Dragonfly 300 Dragonfly -
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29
Уровень шума, дБ (А) −112,7 −112,7 −112,6 −112,5 −112,7
Динамический диапазон, дБ (А) 112,8 112,7 112,6 112,8 112,7
Гармонические искажения, % 5,677 0,025 0,014 0,0048 0,0028
Интермодуляционные искажения + шум, % 6,587 0,026 0,015 0,0051 0,0030
Взаимопроникновение каналов, дБ −58,5 −64,1 −69,9 −82,4 −105,1

АЧХ: и провести собственные измерения.

Следует учесть, что синус максимальной амплитуды намного сильнее нагружает тракт, чем 90% уровня сигнала в музыке, при том что в кратковременных пиках человеческий слух не фиксирует форму сигнала, чем, кстати, пользуются создатели студийных лимитеров и максимайзеров. То есть искажений на более низких уровнях громкости существенно меньше, чем в нашем тесте. Тем не менее, в этот раз мы подняли планку и получили отличные высокие результаты сигнал/шум.

Куда смотреть на графиках и какие проблемы низкокачественных усилителей для наушников бывают? На графике АЧХ надо смотреть на проседание на низких частотах. На графике шума можно увидеть качество фильтрации питания. На графике искажений нужно отслеживать жесткую перегрузку и отсутствие таких проблем с цифровым сигналом, как явный джиттер или пересчет частоты дискретизации.

Измерения без нагрузки на графиках показаны знаком «прочерк», иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом. Кстати, устройствам в паспорте показана именно такая нагрузка.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ноутбуку на Windows 7 x64, работающему от батареи. Звук воспроизводился через DirectSound для всех устройств. Отличий по цифрам от ASIO не было.

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в идентичных условиях. Мы использовали тестовый сигнал 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно.

Выводы

В тестировании победителей предыдущих тестов AudioQuest DragonFly Red и Oppo HA-2SE победу с ощутимым преимуществом одерживает продукт Oppo. Он не только стильно выглядит и имеет множество востребованных функций, но и, что самое важное, просто отлично звучит. Oppo HA-2SE станет прекрасным выбором для обладателей качественных наушников, если необходим мобильный USB ЦАП для ноутбука или смартфона. И это с учетом того, что AudioQuest DragonFly Red является довольно сильным соперником, лидером в своем классе миниатюрных ЦАП.

Инженеры Oppo проделали отличную работу и в обновленном ЦАП HA-2SE развили успех предшествующей модели. С нетерпением ждем новых продуктов от команды инженеров-разработчиков Oppo Digital.

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.


Цифроаналоговый преобразователь Gryphon Kalliope, помимо поддержки аудиоформата PCM с параметрами до 32 бит / 384 кГц является одним из немногих устройств данного типа, способных принимать поток DSD. Это ноу-хау с применением импульсно-плотностной модуляции при частоте дискретизации до 6,144 МГц, ранее используемое при выпуске аудиофильских дисков SACD, продолжает жить в форме постоянно расширяющейся библиотеки файлов с самым высоким разрешением, доступным потребителю на сегодняшний день.

Основные характеристики:

Входы - BNC, XLR, USB-порт.

ЦАП - 32-разрядный цифро-аналоговый преобразователь ESS SABRE ES9018 на каждый канал.

Габариты (Ш х В х Г) - 480x135x387 мм.

Вес - 10.6 кг.


Naim DAC оснащен восемью входами S/PDIF и двумя входами USB, и способен обрабатывать аудиоданные с частотой дискретизации до 768 кГц и с разрешением 24 бит. Он не только сводит воедино все цифровые входные сигналы в аналоговом домене, но и делает это с таким уровнем качества звучания, который может сравниться с показателями самых лучших CD-проигрывателей Naim, обеспечивая несравнимое ни с чем воспроизведение музыки.Прослушивание Naim DAC - это открытие. Музыка из любого источника, будь то iPod, CD или файлы данных высокого разрешения, предстает по-новому - с более высоким разрешением, большим пониманием, большей теплотой и просто несет с собой больше тех трудно уловимых оттенков ритма, мелодии и эмоций, которые отличают настоящее от бледной имитации. Naim DAC - это продвижение вперед, которое приносит в дом подлинную музыку, которая более реальна, чем когда-либо прежде.

Основные характеристики:

Входы - коаксиальный, оптический, USB-порт.

Выходы - стандартный RCA.

ЦАП - 2 Burr-Brown

Габариты (Ш х В х Г) - 432x70x301 мм.


NuWave DAC, построенный на базе компонентов старшей серии PerfectWave, позиционируется компанией PS Audio как доступный ЦАП класса High End, обладающий всем необходимым для обеспечения превосходного качества звучания. ЦАП PS Audio NuWave DAC имеет полностью балансную схему. Его выходные дискретные каскады используют биполярные транзисторы и работают в классе A. Цифро-аналоговым преобразованием занимается чип Burr-Brown PCM1798DB (24 бит/192 кГц), который дает возможность задействовать балансный выход. Вместо активных фильтров применяется пассивная фильтрация с восьмикратной передискретизацией, устраняющая жесткий и слишком яркий характер звучания. Встроенный апсемплер повышает частоту дискретизации любого сигнала до 192 кГц, а активация режима Native Mode позволяет пускать сигнал в обход его цепей. Используется фирменный тактовый генератор с минимальным джиттером. В аналоговых выходных контурах отсутствуют чипы операционных усилителей.

Основные характеристики:

Входы - коаксиальный, оптический, USB-порт (асинхронный, 24 бит/192 кГц, использует процессор XMOS).

Выходы - стандартный RCA, балансный XLR.

ЦАП - Burr-Brown PCM1798DB (24 бит/192 кГц).

Габариты (Ш х В х Г) - 216х70х356 мм.

Вес - 5,4кг.


Представляем образец следующего поколения цифро-аналоговых преобразователей от Hegel – HD12, демонстрирующий широкие функциональные возможности и выводящий качество звучания на новый уровень. Первое, о чём стоит упомянуть – совершенно новый USB-интерфейс, позволяющий принимать все распространённые форматы сигнала вплоть до 24 бит/192 кГц. Кроме того, новый интерфейс позволяет воспроизводить DSD-поток без переконвертации его в PCM. Аппарат оснащён двумя оптическими и одним коаксиальным входом соответствующего уровня. Универсальность HD12 позволяет привести практически любую систему в соответствие с высокими стандартами Hegel. Наличие высококачественного выхода на наушники, выходов RCA и настоящих балансных XLR означает, что к HD12 можно подключить любой ресивер, усилитель или сабвуфер. Кроме того, встроенный регулятор громкости, управляемый с пульта, обеспечивает подключение пары активных акустических систем или усилителя мощности. Мы несём High End обычным людям!

Основные характеристики:

Входы - коаксиальный/оптический (до 24 бит/192 кГц), USB (до 24 бит/192 кГц, поддержка DSD64)

Выходы - балансные XLR, небалансные RCA, выход на наушники.

ЦАП - 32 бит

Габариты (Ш х В х Г) - 210 x 60 x 260 мм.

Вес – 3,5кг.


NuForce DAC-80 Silver - цифро-аналоговый преобразователь с предварительным усилителем, поддерживающий входной сигнал 24 бит, 192 кГц. Всемирно известный производитель первоклассных Hi-End компонентов NuForce, базирующийся в Калифорнии, может похвастаться широким ассортиментом весьма интересных устройств способных удовлетворить большинство потребностей любителей качественного звука.

Основные характеристики:

Входы - 2-коаксиальный, 1-оптический, 1-USB-порт.

Выходы - стандартный RCA.

Габариты (Ш х В х Г) - 51х216х229 мм.

Вес - 1,2кг.


Внешний ЦАП Pro-Ject DAC Box RS относится к референсной серии компонентов Pro-Ject. Модель обладает полностью балансной аналоговой секцией и использует схемотехнику с низким уровнем шумов. Одна из главных особенностей данного ЦАПа заключается в возможности выбора между его двумя выходными каскадами, один из которых - транзисторный (класс A), а второй - ламповый, в котором задействованы двойные триоды 6922. Для цифро-аналоговой конвертации используются два чипа PCM1792 (по одному на канал), которые нередко можно встретить в высококлассной аудиоаппаратуре. На борту также имеются два цифровых фильтра, которые позволяют несколько изменить характер звучания ЦАПа. Поддерживается воспроизведение форматов PCM (до 24 бит/192 кГц) и DSD64/DSD128 (передача DSD через PCM).

Основные характеристики:

Входы - цифровой балансный AES/EBU (XLR), 2 коаксиальных, 4 оптических, асинхронный USB (тип B, 24 бит/192 кГц), Sonic (I²S, RJ45).

Выходы - балансный XLR, несимметричный RCA, выход тактового генератора Clock Out (BNC).

ЦАП - два чипа Texas Instruments PCM1792 (24 бит/192 кГц), 8-кратная передискретизация.

Габариты (Ш х В х Г) - 206х72х220 мм.


HD-DAC1 имеет широкий выбор вариантов подключения. Оптический и коаксиальный цифровые входы, а также порт USB-B позволяют прослушивать музыку напрямую с вашего РС или MAC. Устройства iDevices можно подключать к USB-порту на передней панели. Для расширения возможностей подключения он снабжен аналоговым входом. USB-B работает в асинхронном режиме и поддерживает не только передачу данных 192 кГц/24 бит, но и DSD потока 2,8 МГц и 5,6 МГц, для максимального качества звука. Для его сохранения при подключении к компьютеру мы создали дополнительную изоляцию входа USB-B, чтобы исключить проникновение высокочастотных помех, создаваемых компьютером, на вход HD-DAC1. Для достижения наивысшей точности мы даже добавили подавитель джиттера и двойной тактовый генератор. Без сомнения, HD-DAC1 - это праздник для ушей. Он и выглядит хорошо. Индикация уровня громкости, выбранного входа, разрешения сигналов и т. п. отображается в стильном круглом окошке дисплея Marantz. Массивная алюминиевая передняя панель дополнена двухслойной нижней пластиной и боковыми панелями из высококачественного пластика «под дерево» . Это чистое мастерство.

Основные характеристики:

Входы - USB, 2 оптических, коаксиальный, линейный.

Выходы - линейный, регулируемый, на наушники 6,3 мм.

Габариты (Ш х В х Г) - 250 x 90 x 270 мм.


TEAC UD-501 из линейки Reference 501 позволяет обрабатывать аудио в формате DSD с частотой дискретизации 2.8/5.6 МГц (по протоколам ASIO или DoP), а также работать с PCM-сигналом с разрешением до 32 бит/384 кГц. Топология схем выполнена по принципу «двойное моно». Секции правого и левого каналов максимально удалены друг от друга с целью снижения помех. В каждой из них используется по одному ЦАПу Burr-Brown PCM1795 (32 бит/192 кГц), а также по два ОУ JRC MUSES8920, разработанных специально для Hi-Fi-компонентов. Для входа USB с чипом Tenor 8802 применяется асинхронный режим передачи данных, при этом задействован высокоточный тактовый генератор, способствующий снижению джиттера. При подключении к ПК с ОС Windows через USB-порт потребуется установка драйвера ASIO 2.1, который доступен для скачивания на официальном сайте компании. В блоке питания имеются два силовых тороидальных трансформатора (по одному на канал).

Цифроаналоговый преобразователь PrimaLuna EVO 100 Tube представляет собой универсальное решение для проигрывания музыки как с компьютера, так и с другого цифрового источника. Производитель утверждает, что в данной модели задействовали новые схемы обработки входных сигналов и улучшенные трансформаторы.

Тест звуковых интерфейсов RME ADI-2 Pro FS и DAC: чистая математика саунда

Изучая новые и новые цифровые источники, можно почувствовать скуку. Как и ранее с CD-плеерами, уже очевидно, что сегодня ЦАПы достигли определенного технологического потолка. Под верхней крышкой одно и то же - вот тороид, вот плата с чипом конвертера и приемником. Как сделать ЦАП снова желанным?

Тест USB-ЦАПа/усилителя Aurender X725

Хотя концепция цифрового оконечника с интегрированным в него конвертором корнями уходит еще в начало двухтысячных, подобные компоненты и сейчас остаются достаточно востребованными. Поэтому мы не могли пройти мимо этой новинки – изящного, но весьма мощного и продвинутого усилителя, наделенного лишь цифровыми входами.

Тест ЦАПа/усилителя Aurender X725 и сетевого аудиосервера Aurender N100C: аудиофильский потенциал

В линейке Audiophile корейской компании Aurender большинство моделей - цифровые источники сигнала: серверы, стримеры и проигрыватели. Рассматриваемый Aurender X725 - ЦАП и усилитель в одном корпусе. В сочетании с проигрывателями/стримерами N100 или X100 устройство формирует основу компактной, качественной и удобной в управлении Hi-Fi-конфигурации «без наворотов». Остается добавить акустические системы, установить на iPad контрольное приложение Aurender App - и готово.

ASUS обратилась в High-End. Усилитель для наушников и USB-ЦАП Asus Essence III, обзор. Портал "www.hifinews.ru"

ASUS Essence III - отличный ЦАП, открывающий дверь в мир бескомпромиссного звука ценителям высококачественных музыкальных записей (которые сегодня стало возможным скачивать из Интернет. На уровне математики аппарат безукоризненно точно преобразует цифровые данные в звуковой сигнал, не внося искажений.

Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Выпущенный более пяти лет тому назад цифроаналоговый конвертор DacMagic компании Cambridge Audio не так давно был заменен на более современный вариант с приставкой Plus. В ней улучшен интерфейс USB, добавлена поддержка модуля Bluetooth и встроен телефонный усилитель с более высокими характеристиками. Эта модернизация и послужила поводом для очередного знакомства.

Портативные аудиосистемы: Мифы и реальность

Дмитрий Кабанов и Тимофей Шиколенков рассказывают о том, как возникла идея записи этого подкаста, развенчивают некоторые мифы, связанные с темой аудио, и рассуждают о зачастую неизвестных широким массам, но любопытных компонентах портативных аудиосистем.

Внешний ЦАП ADL by Furutech GT40a, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Компактный Furutec ADL GT40a совсем не похож на первые ЦАПы - такие длинные, стандартного Hi-Fi-формата слепые коробки с двумя кнопками. Рабочий стол с наушниками и активными мониторами предъявляет совсем другие требования к габаритам. Именно таким аудио-довеском к ноутбуку и видится ADL GT40a, хотя мы еще поговорим об обстоятельствах, при которых ему найдется место и на стандартной стойке.

История компании Hegel Music Systems началась в 1988 году. Именно тогда студент Норвежского технологического университета (г. Тронхейм) занялся дипломной работой, в которой была рассмотрена конструкция транзисторного усилителя, лишенного недостатков, свойственных классическим системам.

Внешний ЦАП Marantz HD-DAC1, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Под капотом ни пяди свободного места. В частности, установлены моторизованный регулятор громкости в герметичной капсуле, необычно мощный блок питания с конденсаторами большой емкости, аудиофильский ЦАП Crystal Semiconductors CS4398 (работает с сильноточным сигналом, обеспечивая низкий уровень шумов), узел минимизации джиттера (т.н. Jitter Remover) и два тактовых генератора - для безошибочного чтения цифровых сигналов с частотой дискретизации, кратной 44,1 кГц или 48 кГц. Такие решения и впрямь достойны аппарата референсного класса.

Внешний ЦАП ASUS Essence One MK II и внешний ЦАП ASUS Essence One MK II MUSES Edition, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Что ж, Asus выпустил очень привлекательный универсальный продукт, который придется по душе и профессионалам, и обычным пользователям, и компьютерным фрикам, и меломанам. На рынке представлено не так уж много конкурентов, способных не то что положить на лопатки семейство Essence, но просто выступить в равной «весовой категории».

Внешний ЦАП Denon DA-300USB, обзор. Портал "www.hifinews.ru"

USB-ЦАП Denon DA-300USB - интересный аппарат. Модель отличается завидной универсальностью и дает плотный, чистый, детальный, «фирменный» звук. Передовой аудиофильский чип, тандем из двух задающих генераторов (44.1 / 48), 32-разрядная точность вычислений и поддержка DSD-потока позволяют максимально живо и трепетно воспроизводить любой цифровой аудиоконтент.

Внешний ЦАП Arcam airDac, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

У airDAC есть сильный козырь - поддержка технологии Apple AirPlay, позволяющая встроить его в домашнюю сеть беспроводным способом. Для настройки нужно просто подключить airDAC к роутеру через Ethernet при помощи кабеля или воспользоваться веб-интерфейсом.

Внешний ЦАП Cary Audio Design DAC 100t, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

DAC100t - одно из самых интересных изделий компании. Это конвертор высокого разрешения, предусматривающий коммутацию пяти цифровых входов - двух коаксиальных, двух оптических и USB 2.0. С интерфейса USB сигнал проходит обработку по асинхронному алгоритму процессором XMOS, что позволило в значительной степени подавить джиттер и принимать поток данных в формате до 24 бит/192 кГц (по некоторым данным, до 384 кГц).

Внешний ЦАП Cambridge Audio Azur 851D, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", июль 2014 г.

У Cambridge имеется несколько цифровых фильтров, вносящих в звучание небольшие изменения. Мы предпочли вариант «Минимум» - в нашей референсной системе Bryston/Naim он дает наиболее органичный и плавный звук. Поэкспериментируйте с ними всеми и выберите лучший по своему вкусу.

Внешний ЦАП Denon DA-300USB, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

«Денону» не требуется демонстрировать каждым изделием технологический потенциал - он и без того всем прекрасно известен, поскольку выражен в топовых моделях проигрывателей, усилителей, ресиверов. Что и позволяет выпускать аппаратуру, избавленную от дорогостоящих внешних атрибутов «крутизны», но обладающую главным качеством - привлекательным звуком при умеренной цене.

Внешний ЦАП Denon DA-300USB, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Обработкой цифрового потока занимается чип РСМ1795, а помогает ему фирменный деноновский процессор Advanced AL32, который обеспечивает апсемплинг всех входящих сигналов до разрешения 192 кГц/32 бит и по заверениям разработчиков обеспечивает звуку выдающуюся детальность и точность.

Комплект TEAC: стереоусилитель AI-501DA, CD проигрыватель PD-501HR, внешний ЦАП UD-501 и усилитель для наушников HA-501, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Несмотря на скромные габаритные размеры, сравнимые с пачкой бумаги формата А4, по серьезности конструкции и качеству звучания это полноценный, очень добротный Hi-Fi.

Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic XS, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Прежде всего, из тракта отфильтровываются едва ли не все «аппаратные» помехи - цифровой зуд, низкочастотный фон, радиочастотные наводки и прочее. А оригинальные шумы, имеющиеся в исходной записи, становятся при этом на порядок чище и нейтральнее - их уже не воспринимаешь как отвлекающий фактор. Возрастает и детальность, причём на цифровых мастер-записях 24/192 она достигает какого-то уж совсем нереального уровня.

Комплект Perreaux: внешний ЦАП Audiant DP32 и стереоусилитель мощности Audiant 100P, обзор. Портал "www.hifinews.ru"

Представленная связка компонентов Perreaux Audiant способна оставить слушателя "один на один" с музыкой. Оба компонента отличаются высокими рабочими характеристиками и минимальным уровнем вносимых искажений - их можно использовать для создания системы аудиофильского уровня.

Комплект Rotel: внешний ЦАП RDD-1580, предусилитель RC-1580 и стереоусилитель мощности RB-1582 MKII, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Комплект выдал не только очень точный, прозрачный и мощный звук, но еще и очень «съедобный». Музыкой в такой подаче просто заслушиваешься, и если на роке тебя буквально усаживает в кресло энергетический напор, то на сложных фортепианных пассажах Билла Эванса ты не перестаешь ловить себя на мысли, что слышишь явно больше, чем обычно.

Внешний ЦАП Arcam irDAC, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", ноябрь 2013 г.

От многочисленных конкурентов ЦАП Arcam отличается в первую очередь способностью к безупречному воспроизведению ритмической структуры песни. От простенького хип-хопа до затейливых джазовых и классических произведений - во всех случаях irDAC хватает скорости и подвижности для точного воссоздания ритмических структур.

Внешний ЦАП Arcam irDAC, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", октябрь 2013 г.

В процессе тестирования мы порой встречаем компоненты, которые покоряют с момента первого включения. Arcam irDAC – один из таких; он способен мгновенно и полностью захватить внимание слушателя. Исключительно талантливый ЦАП с невероятно музыкальным звучанием.

Внешний ЦАП Rega DAC, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Звучание этого ЦАП – совершенно захватывающее. Энергичность нарастающего музыкального потока передается изумительно точно; организация диссонирующих ритмических структур превосходна. Музыка любого жанра демонстрирует отменные ритмичность и дотошность Rega.


Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", июль 2013 г.

Для своей ценовой категории это удивительно гибкий и разносторонний ЦАП. Играет он тоже здорово; будь то студийные мастер-записи или трансляция со Spotify, звук отличают подвижность и высокая детальность, голоса – чистые, естественные и проработанные.


Внешний ЦАП Pro-Ject DAC Box DS, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

У него плавный и текучий звук, а также исключительно ровный тональный баланс – от глубоких и весомых басов до чистых ВЧ. Ничто в звучании не выделяется слишком сильно на фоне других составных частей; оно не склонно к жесткости и подходит для музыки любого стиля и любой дискретизации, в то же время преимущества HD аудио слышны вполне отчетливо.

Hi-Fi конструктор TEAC 501 Reference Series: Стереоусилитель TEAC AI-501DA, Усилитель для наушников TEAC HA-501, CD проигрыватель TEAC PD-501HR, Внешний ЦАП TEAC UD-501, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Представляется, что обладателем Hi-Fi-системы ТЕАС 501 может стать настоящий ценитель качественного звука, проводящий много времени рядом с ПК и неплохо разбирающийся в том, где и как в Интернете можно приобрести записи в HD-форматах.

Комплект Luxman: Стереоусилитель мощности M-200 и Внешний ЦАП DA-100, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Выпущенные относительно недавно японской компанией Luxman усилитель и ЦАП интересны не только сами по себе, по отдельности, но и как элементы потенциальной системы. В рамках теста я постараюсь описать характер аппаратов по отдельности и изучить на практике, как же их можно использовать совместно.


Комплект Rega: CD-проигрыватель Apollo-R, цифровой конвертор DAC, интегральный усилитель Brio-R, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

По мере прогрева компонентов, по мере ментального погружения слушателя в саунд, который создают эти три небольших компонента, различия будут становиться заметнее - и так вплоть до того, что вы станете их определять вслепую. Для техники данной марки это нормально. Её звуком надо пропитаться, испить его до дна, чтобы что-то понять. «Дегустировать» маленькими глотками бесполезно - Rega свой вкус так не раскрывает.

Внешний ЦАП Lead Audio LA-100, обзор.

После прочтения очередной заметки о ЦАПе известной фирмы, в которой автор, отметив достоинства сего девайса сетует, что описываемое им устройство обеспечивает по USB интерфейсу только 16 битовый режим с частотами 32, 44 и 48 кгц. Вот и возник вопрос: "А кто сказал, что это недостаток, какие мотивы?" Если 44 и 48 мало, то "сколько вешать в граммах?"

Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Компании Cambridge Audio удалось упаковать в этот компактный корпус большой набор функций и опций. Подключить к нему ТВ, компьютер или телеприставку можно через два коаксиальных входа, один оптический и один USB-порт; для передачи сигнала на стереосистему или AV-ресивер имеются аудиовыходы.

В этой части мы поговорим как раз про собственно звуковую составляющую: звуковые карты (или аудиоинтерфейсы ) и ЦАПы.

Сохранить и прочитать потом -

ЦАП

Внешний цифро-аналоговый преобразователь (DAC, Digital-to-Analog Converter), подключенный по цифровому входу, позволяет решить проблему низкого качества звука встроенного в материнскую плату решения. Подключение ЦАПа позволяет «обойти» электронику компьютера, отвечающую за преобразование и обработку музыкального сигнала. И лучшим вариантом будет USB-подключение, чтобы полностью исключить использование штатной звуковой платы.

В нашем ассортименте вы можете найти большое количество внешних цифро-аналоговых преобразователей: к примеру, модель предлагает 3 коаксиальных, 3 оптических входа и USB-порт, которые позволяют подключить несколько источников звука. USB поддерживает режимы вплоть до 24 бит/96 кГц.

Более бюджетным вариантом могут быть, например, ЦАПы или : у них тоже есть необходимый оптический вход, который вы можете подключить к компьютеру, а у модели от Cambridge Audio найдется еще и USB-вход, поддерживающий асинхронную передачу цифрового потока вплоть до 24 бит/192 кГц.

ЦАП подключается к компьютеру USB-кабелем, который идет в комплекте, но при желании вы можете выбрать один из кабелей, специально разработанных для аудиотехники, что можно в изобилии найти в нашем ассортименте: например, ADL by Furutech, выполненный с использованием посеребренной бескислородной меди и с размагниченными проводниками, а также тройным экранированием для защиты от помех.

Кстати, есть мнение, что качество USB кабеля не влияет на качество звука. Чтобы не спорить, мы предлагаем совершенно бесплатно взять качественный USB кабель домой и проверить его влияние на звук самостоятельно.

Аудиоинтерфейс (звуковая карта)

Этим универсальным термином называются как внешние, так и внутренние решения по вводу-выводу и обработке звука. Звуковые карты, в отличие от ЦАПов, больше ориентированы не только на прослушивание музыки, но и на ее создание, не говоря уже про более широкий спектр применения и мультимедийные функции (игры, кино голосовая телефония и т.д.). Какие же бывают звуковые карты сегодня по типам подключений и обработки звука?

…Сегодня даже самые дешевые и встроенные мультимедийные решения могут воспроизводить звук в формате 5.1 и выше. Высоким качеством воспроизведения стереозвука такие звуковые карты, как правило, не отличаются: они предназначены скорее для вывода системных звуков, просмотра кино на ПК и для игр, в которых особенно важно иметь полноценную окружающую звуковую картину.

Как правило, мультимедийная звуковая карта предлагает от пяти до семи выходов с разъемами 3.5” mini-Jack, в которые подключаются микрофон и динамики, также есть и линейный вход. Еще один минус мультимедийных звуковых карт – в них часто используются программные или аппаратные (часто неотключаемые) «улучшители» звука (или «улучшайзеры», как их еще называют), которые делают и без того не самый лучший звук еще хуже.

У более качественных решений на борту находятся коаксиальные и оптические входы и выходы, а «потребительский» мини-джек не используется даже для выхода на наушники. В отличие от ЦАПов, профессиональные внешние аудиоинтерфейсы могут предложить не только несколько входов/выходов (в том числе линейный, XLR и для микрофона), но и дополнительные аппаратные средства регулировки их параметров, включая и выхода на наушники (например, интерфейс ).

Наконец, внешний аудиоинтерфейс максимально изолирован от помех внутри компьютера. Внутренние решения (собственно звуковые карты) выигрывают обычно в цене, но, покупая такую карту, вы должны обеспечить минимальное количество наводок и посторонних шумов внутри. Например, максимально изолировав плату от других плат внутри и установив малошумные вентиляторы для корпуса, процессора и видеокарты (подробнее об этом можно прочитать ). Некоторые производители внутренних звуковых карт выпускают их с защитой от части помех в виде кожуха, но это не отменяет рекомендаций данного абзаца.

Внешние аудиоинтерфейсы подключаются обычно по USB, Firewire или с помощью оптического выхода: сегодня качество звука, передаваемое по первым двум, не сильно отличается друг от друга. Для Firewire нужно докупать специальную PCI-плату, поскольку этот разъем обычно не встроен в большинство материнских плат, он бывает в основном в топовых моделях.

Что же касается оптического соединения, то в отличие от «традиционного», оно не подвержено наводкам (потому что их просто нет), в отличие от соединения по обычным проводам. Но поскольку далеко не вся акустика (и то в основном профессиональная – например, студийные мониторы) и не каждый аудиоинтерфейс имеет оптические входы и выходы, данный способ связи можно рассматривать скорее как приятный бонус.

Кстати, внешние решения обычно считаются еще и мобильными – но никто не запрещает использовать их в стационарном ПК, и это даже приветствуется.

Помимо подключения, внешние и внутренние звуковые карты различаются количеством и типом входов и выходов: это могут быть пара RCA-входов и выходов, дополнительные входы для микрофона (с фантомным питанием, усилителем и без них), инструментальные входы и цифровые. Варианты для начинающих предлагаются с одной парой входов и выходов – как, например, в модели , которая поддерживает параметры до 24 бит/48кГц.

Если же вам интересно более высокое качество звука и большее количество входов, имеет смысл обратить внимание на звуковую карту с поддержкой шести аналоговых входов, разрядности 24 бит и максимальной частоты дискретизации ЦАП в 96 кГц.

Профессиональные студийные внутренние звуковые карты также представлены в нашем каталоге: это решения компании RME, известного производителя подобного оборудования, предназначенного для студий. Карты RME сделаны для использования с внешним I/O-интерфейсом, поэтому для мультимедийных целей не подойдут.

Напоследок хотим вас предостеречь от покупки очень старых звуковых интерфейсов, как внешних, так и внутренних (возрастом 10 лет и больше). Это сопряжено как с риском прекращения поддержки данного продукта производителем и выпуска новых драйверов под новые ОС, так и с не вполне комфортным их использованием с учетом повышенных требований пользователей сегодня. К примеру, некоторые из них допускают использование себя только в одном приложении одномоментно – что нельзя назвать удобным.

Усилители с USB-портом

Относительно новые решения в деле получения качественного звука с ПК – стереоусилители, имеющие USB-порт для подключения к компьютеру. В них, как правило, используется универсальная высококачественная микросхема USB-ЦАП, обеспечивающая как получение данных, так и преобразование цифрового сигнала в аналоговый. Благодаря этому нет необходимости как в приобретении отдельного ЦАПа, так и в дополнительных проводах для подключения домашней акустики: достаточно всего лишь соединить такой усилитель с компьютером качественным, специально предназначенным для передачи аудиоданных, USB-кабелем.

Из таких моделей можно выделить, например, : стереоусилитель для по-настоящему мощной напольной акустики. Помимо отличных собственных характеристик, он без проблем послужит в качестве полноценного USB-интерфейса для ПК без необходимости использования отдельного внешнего решения. Более скромный вариант – стереоусилитель Denon PMA-50. Кроме USB-порта, данная модель предлагает подключение по беспроводному каналу Bluetooth с поддержкой кодека aptX Low Latency, что позволяет передавать аудиоданные с минимальной задержкой, а звук с источника (компьютера, планшета, смартфона и т.д.) можно транслировать со скоростью до 352 КБ/с.

В следующей, завершающей части мы расскажем про плееры для воспроизведения аудиофайлов и различные мелкие трюки, которые помогут вам добиться высокого качества звука.