Бандонеон музыкальный инструмент. Бандонеон — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Губная и ручная гармоника

Бандонеон... немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой. Неподражаемый голос его и очертания - символы целого направления в музыке XX века. Иррациональный, пронзительный и чуткий музыкальный инструмент.

Существуют разнообразные версии о рождении бандонеона, который вполне можно считать прямым потомком немецкой концертины, достоверно изобретённой Карлом Фридрихом Улигом (Carl Friedrich Uhlig) в Хемнице (Chemnitz) около 1835 года.

Многие сходятся во мнении, что изобретение бандонеона возглавлял немецкий музыкант и торговец музыкальных инструментов Генрих Банд (Heinrich Band), родом из города Крефельда (Krefeld). Известно также, что Банд открыл свой магазин в 1843 году. Предположительно в 1846 году им мог быть продан первый бандонеон.

Духовой инструмент, состоящий из меха, деревянного корпуса и двух клавиатур поначалу был создан для бытового музицирования саксонцев. Считается также, что бандонеон задуман в качестве альтернативы органу, использующемуся в лютеранской церковной службе. Таким образом, бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон и другие.

В 1986 году исследователь бандонеона Мануэль Роман (Manuel Roman) предложил особую точку зрения на происхождение инструмента. Он утверждает, что родным отцом-создателем бандонеона был Карл Циммерманн (Carl Friedrich Zimmermann), а вовсе не Генрих Банд. Мануэль Роман основывается на газетном объявлении, данном Генрихом Бандом в 1850 году, в котором сообщается: "Любителям аккордеона: в нашем магазине представлены новейшего производства аккордеоны, существенно усовершенствованной модели, округлой или восьмиугольной формы, с 88 или 104 тонами...". Исследователь замечает, что наименования "бандонеон" в объявлении Генрихом Бандом не употребляется и не утверждается, что "существенно усовершенствованная модель" является его, Банда, собственным изобретением. Господин Роман также добавляет, что нет сведений о существовании в Крефельде тех лет некой фирмы, названием созвучной со словом "бандонеон" (гипотетической фирмы "Band Union"), что Генрих Банд был индивидуальным предпринимателем, не имевшим наёмных работников, способных помогать ему в делах изобретения и производства. Наконец, что Карл Циммерманн в 1849 году представил собственное изобретение, названное им "карсфельдская концертина" (Carlsfelder Konzertina) на Промышленной ярмарке в Париже и то могла быть пресловутая "существенно усовершенствованная модель", рекламируемая Генрихом Бандом годом позже.

Бандонеонных дел мастер Гарри Гюинс (Harry Geuns) предлагает свое объяснение, не лишённое известного изящества. Он говорит, что дошедшие до наших дней традиционные разновидности инструментов, имеют своих собственных отцов-изобретателей: "карсфельдская концертина" происходит от Карла Циммерманна, бандонеон "рейнской раскладки" (Rheinische tonlage) от Генриха Банда, а "хемницкая концертина" естественным образом - от Карла Улига.

Тут надо отметить, что бандонеону выпала судьба не вполне "светского" музыкального инструмента. Астор Пьяццолла говаривал на сей счёт так: "Бандонеон был изобретён в Германии, чтобы аккомпанировать церковной службе, но очень быстро нашёл себя в публичных домах Буэнос-Айреса". Гениальный вульгаризм от Астора...

Первые образцы прибыли в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года и при туманных обстоятельствах. Впрочем, любые спекуляции на эту тему имеют под собой логические объяснения. Одни говорят, что бандонеон был завезён в Аргентину немецким моряком. Другие, что то мог быть англичанин или бразильц. Некоторые уверяют, что это был Хосе Санта-Крус, один из солдатов генерала Бартоломе Митре, который возвращался с победоносной войны Тройственного союза, и был первым, кто овладел бандонеоном, выменяв его на одежду и продовольствие у немецкого матроса торгового судна в порту Рио-де-ла-Плата.

Теперь вопрос: почему бандонеон не прижился на немецкой земле и обрёл новую родину в "новом свете"? Один из возможных ответов таков, что новый музыкальный инструмент с весьма тривиальной внешностью просто не мог покорить сердца немцев. И, напротив, лишь в бурлящем "котле" молодой столицы молодое эмигрантское сердце могло вселить душу в небольшой деревянный ящик, наделив его голосом своей молодой Культуры.

Конструкция первых моделей бандонеонов была проще нынешних - то были инструменты с сорока четырьмя или пятьюдесятью тремя кнопками. На бандонеоне играли без сопровождения - для себя, в кругу семьи и друзей. Первым же, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус, сын уже знакомого нам солдата. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.

Очень скоро бандонеон стал "вытеснять" любые духовые инструменты, в первую очередь флейты, из музыкальных коллективов, более или менее профессионально исполняющих популярную и фольклорную музыку для увеселения. Первыми же "концертными площадками" для бандонеона по-видимому были внутренние пустыри посреди нагромождений ветхих жилищ линеарно спланированного города, которые назывались el barrios.

Постепенно вносились изменения в конструкцию инструмента - получил распространение бандонеон с семьдесят тремя кнопками (тридцать восемь кнопок на правой клавиатуре и тридцать три на левой). Бандонеон становится диатоническим в том смысле, что на "разжим" и на "сжим" меха звучат различные звуки.

По мнению исскуствоведа Оскара Зуччи (Oscar Zucchi) бандонеон обрёл особую художественную особенность - звучание бандонеона при открытии меха блестящее и ясное, а при закрытии звуки приглушены, хриповаты и сварливы. Бесконечная череда блаженства и порока.

Итак, в период между мировыми войнами в Аргентину из Германии были экспортированы десятки тысяч бандонеонов. Монополист, фирма "Alfred und Arnold", так и писала в своих рекламных проспектах - "идеальный инструмент для идеальной интерпретации аргентинского танго".

Танго, конечно, будет постарше бандонеона. Дитя рабов, ровесник джаза. Корни его глубоко уходят в фольклорные традиции африко-американского населения и коренных племён долин и плоскогорий - гаучо. Но в тоже время танго есть и плод европейских музыкальных традиций. Я согласен с композитором Густаво Бейтельманом в его мнении, что танго - суть продолжение традиций венского классицизма (Моцарт, Шуберт, Бетховен etc.). В конце концов нельзя в нём не найти сходства с испанскими хабанерой и фанданго, с итальянской вокальной музыкой, главным образом, неаполитанской.

Но в начале был ритм. Бандонеону было суждено насытить его гармониями своего терпкого баритона и мелодиями пронзительного сопрано. Ансамблевые роли других музыкальных инструментов претерпели в связи с распространениям бандонеона большие изменения. Струнные потеснились. Даже его величество фортепиано заскучало ("А король-то голый!"). Флейты вообще сбежали.

Бандонеон в танго - редкий пример совместной эволюции инструмента вместе с жанром музыки, начатой с чистого листа. Поколения Астора Пьяццоллы ещё не было на свете, когда бандонеон обрёл свои основные художественно-выразительные черты и приёмы игры. Равно как не были ещё задуманы методики игры и не записаны нотами первые пьесы для бандонеона. Преимущественно то были черты и приёмы, воспринятые в среде креольского музицирования. Инструмент и первые самобытные исполнители на нём были взаимно восприимчивы и быстро учились друг у друга.

Поскольку не было ещё компетентных учителей и школы игры, то в среде исполнителей на бандонеоне был даже выдуман особый буквенно-цифровой "шифр" написания музыкальной мысли. Этот шифр нашёл отражение на старинных моделях бандонеонов, все кнопки которых подписаны индивидуальным кодом. Сейчас это кажется анахронизмом, однако сто лет назад немногие музыканты портовых кварталов владели музыкальной грамотой.

(продолжение следует...)

"Бандонеон был изобретён в Германии,

чтобы аккомпанировать церковной службе,

но очень быстро нашёл себя

в публичных домах Буэнос-Айреса".

Астор Пьяццолла

Без бандонеона невозможно представить музыку танго, именно он придает ей неповторимое пронзительное звучание.


Виллем Хаенраетс. "Бандонеон"

Бандонеон относится к группе язычковых музыкальных инструментов. Звук издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры, проходит сквозь щели в металлических пластинах.

Весит инструмент около пяти килограмм, его размеры 22 х 22 х 40см.

Бандонеон фирмы "Pigini"

Бандонеон имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха. На вдохе мехов и на выдохе одна и та же кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры.

Элайн Хьюз. "Бандонеонист"

Хотя бандонеон изобретен относительно недавно, не существует однозначного мнения о его происхождении. Его можно считать прямым потомком немецкой концертины, изобретённой Карлом Фридрихом Улигом в Чемнице около 1835 года. Многие исследователи сходятся во мнении, что к изобретению бандонеона имел непосредственное отношение немецкий музыкант и торговец музыкальными инструментами Генрих Банд, родом из города Крефельда. Достоверно известно, что Банд открыл свой музыкальный магазин в 1843 году и предположительно в 1846 году здесь им мог быть продан первый бандонеон. Считается, что бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации названия этого инструмента: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон.

Как бы то ни было, бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано "Общество любителей игры на немецкой концертине и бандонеоне", издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым домашним инструментом, но и стал использоваться в профессиональном музицировании: было создано большое количество ансамблей и оркестров.

Бандонеон поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, но в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров.

Первые образцы бандонеона были завезены в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года при весьма туманных обстоятельствах. Первым, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.

Бандонеон. История инструмента

В мире очень много музыкальных инструментов, характеризующих страны, в которых они стали максимально популярны. Разных видов гармоники во всем мире достаточно большое количество. Взять, к примеру, бандонеон, получивший название в честь своего изобретателя – Генриха Банда, появился в Германии. Здесь инструмент использовался изначально для исполнения церковной музыки.

В конце XIX века бандонеон попал в Аргентину. Появился бандонеон в Аргентине по простой случайности: его привез с собой немецкий моряк, который на берегах Аргентины поменял инструмент на бутылку виски.

С 1880 года бандонеон стали применять в танго-оркестрах. До бандонеона использовались многочисленные инструменты: гитара, флейта, скрипка, фортепиано, но ни один музыкальный инструмент не давал того эффекта, который привнес своими щемящими звуками бандонеон. Инструмент стал главным символом аргентинского танго .

В Аргентине даже есть праздник – национальный день бандонеона, который отмечается 11 июля. Этот день выбран не случайно. Это день рождения виртуозного музыканта в игре на аргентинском бандонеоне Анибала Троило.
Латинская Америка вообще славится любовью к музыке и танцам, поэтому, национальные дни, посвященные музыке - это особая традиция. Так же о популярном бразильском фестивале множество разных историй.

Как звучит бандонеон?


Духовой, язычковый инструмент бандонеон имеет уникальное звучание, благодаря которому аргентинское танго и стало таким популярным и узнаваемым.
Когда воздух в мехах создает колебания металлических язычков, при входе и выходе одной и той же кнопкой может воспроизводиться разная нота.
Характер звучания бандонеона грустный и драматический. Но именно такие звуки дают тот неповторимый эффект, который и заставляет заслушиваться его мелодиями.

Музыкальный инструмент стал очень популярным в оркестрах Аргентины, поэтому в 1930 году немецкий производитель Альфред Алнольд экспортировал бандонеоны в Аргентину в количестве почти 2500 шт.

Играть на бандонеоне несложно тем, кто знаком с игрой на гармони, баяне, аккордеоне. Принцип игры подобен этим инструментам. Однако особенность все-таки существует: на бандонеоне необходимо играть попеременно: сначала правой рукой, а затем левой, таким образом каждая часть музыкального инструмента действует независимо друг от друга, а клавиши могут издавать разные звуки, которые иногда сравнивают со звуками органа.

В чем различия аккордеона и бандонеона?

Игра на аккордеоне подразумевает работу левой руки, благодаря которой нажатием на клавиши, появляются различные звуки. Правая рука во время работы левой, держит определенный набор клавиш, без перебора. Таким образом, игра на аккордеоне получается не сложной и гармоничной. В аккордеоне есть 5 вибрирующих звуков с правой стороны, которые помогают издавать совершенно различные звуки при производстве игры.

Играя на бандонеоне, музыкант с помощью правой руки генерирует только одну ноту, вследствие чего увеличивается сложность игры на инструменте левой. С помощью такой игры можно производить совершенно различные музыкальные партии, которых получается намного больше, чем при игре на аккордеоне. Бандонеон имеет всего 2 вибрирующих звука, которые появляются с помощью нажатия на кнопки. Такие звуки издают принципиально другой, отличный от аккордеона, тембр.

Как играют на бандонеоне?

На бандонеоне играют сидя, опираясь на одно колено и, в отличие от аккордеона, его невозможно перемещать во время воспроизведения мелодий. Кроме того, игра на бандонеоне требует значительной физической силы, так как его мехи раскрываются намного больше, чем у аккордеона.

Также, кроме классического бандонеона, существует еще и:

  • диатонический, издающий немного другие звуки при открытии и закрытии мехов;
  • хроматический, имеющий аналогичное открытие и закрытие мехов, как у аккордеона.

В Аргентине используются только диатонические бандонеоны, которые среди других музыкальных инструментов, признаны настоящими королями.

Основные сведения

Разновидность . Назван так по имени его изобретателя - Генриха Банда.

Поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Звук в бандонеоне издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры проходит сквозь щели в металлических пластинах. Что интересно — на вдохе мехов и на выдохе одна и таже кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры. Именно поэтому научиться играть на бандонеоне необычайно сложно.

Разновидности бандонеонов

Бандонеоны различают по числу тонов. Обычно это число колеблется от 106 до 148.

Стандартом является 144-тоновый бандонеон , и именно на таких инструментах играют все профессиональные бандонеонисты. 144-тоновые бандонеоны являются солирующими в танго-оркестрах.

Бандонеон в 110 тонов в основном используется для обучения игре, чтобы начинающему бандонеонисту освоиться с инструментом.

Существуют также специальные и гибридные разновидности бандонеонов , такие как: бандонеон с трубами, бандонеон c-system (русский ), хроматифон, Praktikal бандонеон, бандонеон с фортепианной раскладкой и другие.

Видео: Бандонеон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.