Сворень Рудольф Анатольевич «Шаг за шагом. Транзисторы. Сворень Р. А. — Электроника шаг за шагом Электроника шаг за шагом онлайн

Есть два способа научить человека управлять автомобилем. Первый способ такой. Нужно посадить будущего водителя за руль и дать ему конкретную инструкцию: «Хочешь ехать вперед - опусти эту ручку вниз, хочешь ехать назад - подними ее вверх, прежде чем переставлять ручку - нажми на эту педаль, а когда переставишь - отпусти педаль, хочешь ехать быстрее - нажимай на ту длинную педаль, хочешь остановиться - нажми на эту квадратную педаль. Вот и все. Поехали…»

А вот другой способ. Человеку, который хочет водить автомобиль, сначала нужно рассказать, хотя бы коротко, хотя бы в самых общих чертах, о том, как этот автомобиль устроен. Рассказать, как работает двигатель, что значит «включить зажигание», как мы изменяем количество рабочей смеси, поступающей в цилиндры, а значит, и число оборотов двигателя.

Нужно рассказать, каким образом, через какие промежуточные механизмы двигатель вращает колеса автомобиля, что происходит при переключении скоростей, для чего нужно сцепление, и так далее. И уже только после такого рассказа можно показать, какие ручки и педали управляют теми или иными агрегатами, и пояснить, в каких случаях какую педаль нужно нажимать.

Вряд ли стоит тратить время на анализ и сравнение этих двух способов обучения. Совершенно ясно, что первый из них не покажется разумным ни учителям, ни ученикам. И все же есть такая область техники, которую часто начинают изучать не головой, а руками. О чем идет речь? Представьте себе, что о радиоэлектронике.

Разве мало людей, не зная основ электроники, пытаются построить какой-нибудь сложный электронный прибор - радиоуправляемую модель или телевизор? А сколько карманных приемников было построено любителями, не имеющими представления о принципах радиоприема, не знающими, зачем нужен тот или иной элемент в собранной ими схеме! И нужно сказать, что большинство этих приемников работало, а некоторые работали просто хорошо. (А вы думаете, водитель, которого учили лишь ручки переставлять да педали нажимать, не будет ездить на машине? Будет. Да еще как!)

Так, может быть, отправляясь на завоевание страны Электронии, в самом деле нужно прежде всего вооружиться паяльником? Может быть, в этой загадочной стране все двери открывает пароль «делай сам»?

На оба эти вопроса нужно ответить утвердительно. Но с оговоркой. Если вы не хотите понапрасну терять время на разгадывание известного или бросать работу, отчаявшись найти неисправность в схеме, когда обнаружить ее дело одной минуты, если вы не хотите повторять чужие ошибки и слепо копировать плохонькую схему, в то время как есть тысяча простых способов улучшить ее, одним словом, если вы не хотите блуждать впотьмах по путаным дорогам Электронии, запомните: пароль «делай сам» обязательно нужно дополнить словами «знай» и «думай».

Эта книжка по возможности построена так, что описания конкретных электронных приборов, которые можно построить своими силами, переплетаются с рассказом об «архитектуре» и налаживании схем, об электрических цепях, их отдельных элементах. Однако все, что хотелось рассказать об основах радиоэлектроники, не удалось равномерно «перемешать» с описаниями приборов-самоделок. Потому что о некоторых вещах нужно знать еще до того, как вы возьмете в руки паяльник. Так появились в этой книге большие «блоки» основ электротехники и радиоэлектроники, в том числе и эта первая глава. А если кому-нибудь особенно не терпится «сесть за руль», если кто захочет сразу же пустить в ход паяльник, то пусть он, этот нетерпеливый человек, сразу берется за описания конкретных схем - а их в книге немало - и пропускает те разделы, которые покажутся слишком общими. Только заранее предупреждаем: выиграть на этом ничего не удастся!

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

Прежде чем начинать рассказ о транзисторных усилителях, приемниках и генераторах, прежде чем чертить планы монтажа простых и сложных транзисторных аппаратов и писать формулы для расчета их узлов, одним словом, прежде чем знакомиться, как это обещано, со схемами на транзисторах, мы несколько отклонимся от своей цели. Мы совершим короткую, буквально на пять - десять минут, экскурсию совсем в другое государство - в языкознание. Цель этой экскурсии - познакомиться с несколькими необычными применениями нескольких обычных слов.

По-видимому, в каждом языке существуют одинаково звучащие, но имеющие разное значение слова. Официальное название таких слов - омонимы. За примерами русских омонимов не нужно далеко ходить: это ключ- родник, ключ от замка, телеграфный ключ, гаечный ключ и ключ для чтения шифрованного письма. А вот еще примеры: три - число и три - глагол; нос на лице и нос корабля; совет - рекомендация, указание, как поступать, и Совет - орган власти (например, городской Совет).

Омонимы, может быть, и полезны в каких-то случаях, например при сочинении шуточных стихов, но, в общем-то, конечно, существование одного общего слова для двух совершенно разных понятий очень неудобно. И, к сожалению, такие неудобства мы часто создаем сами. Причем не то чтобы по ошибке, не то чтобы случайно, а в силу какой-то небрежности, какого-то неуважения к чистоте и четкости родного языка.

Примером такой небрежности может служить и слово «транзистор», которое с чьей-то легкой руки, к сожалению, стало омонимом.

Слово «транзистор» родилось около двадцати лет назад. Именно так был назван новый усилительный прибор - полупроводниковый, или, как его еще тогда называли, кристаллический, триод. Само слово транзистор является своеобразным гибридом двух радиотехнических терминов - трансфер и резистор . Первое из этих слов (оно очень похоже на трансформатор) означает «преобразователь», «переносчик», «передатчик». Второе слово относится к электрическому сопротивлению, тому самому, на котором электрический ток выделяет мощность и которое входит в закон Ома, определяет ток в цепи и т. д. В общем же, слово «транзистор» можно расшифровать как «преобразователь сопротивлений», прибор, который передает, переносит сопротивление из одной цепи в другую.

С чем связано такое название, мы увидим несколько позже, а пока лишь заметим, что оно, это название, характеризует главную «профессию» транзистора - его умение усиливать слабый электрический сигнал. Со способностью транзистора проделывать ряд «фокусов» и как бы изменять сопротивление цепи, по которой проходит электрический ток, как раз и связано то, что транзистор увеличивает мощность слабого сигнала, то есть усиливает его. По своему устройству транзистор- это миниатюрный полупроводниковый кристаллик (помещенный в пластмассовый или металлический корпус) с подпаянными или приваренными к нему тремя тонкими проволочками. Именно с их помощью транзистор включается в ту или иную электрическую цепь.

Существует множество людей, которые возмутятся, познакомившись с нашим описанием транзистора. И совсем не за краткости или поверхностности этого описания. Существует множество людей, которые уверенно скажут, что наше описание в принципе неверно, что транзистор - просто маленький, переносный приемник, который можно слушать на пляже, на прогулке, в лесу, на рыбалке.

Откуда взялось это второе значение слова «транзистор»?

Скорее всего его автором был небрежный, малограмотный и, конечно уж, нелюбознательный человек. Увидел он впервые маленький приемник, услышал, краем уха, что в нем есть какие-то транзисторы, и, даже не узнав, что это такое, почему приемник так мал, чем он отличается от всех других, дал этому приемнику название «транзистор». И пошло оно гулять по свету. Невежество было закреплено печатным словом: транзистор-приемник появился в газетных и журнальных статьях.


Сворень Рудольф Анатольевич

«Шаг за шагом.

От детекторного приемника до супергетеродина»

Предисловие

Весной 1959 года в популярном журнале «Радио» начала печататься серия статей «Шаг за шагом», которые и легли в основу этой книги.

Статьи «Шаг за шагом» сразу же привлекли внимание советских и зарубежных радиолюбителей четким и образным языком, продуманными иллюстрациями, стремлением автора не обходить, не «затуманивать» сложных вопросов и прежде всего говорить о главном.

Но, пожалуй, что больше всего обращало на себя внимание - это совершенно новый подход к рассказу для начинающих радиолюбителей.

С каждым годом все больше и больше ребят начинают заниматься радиолюбительством, и перед каждым из них неизбежно встает вопрос: с чего начать, как приступить к этому увлекательному, но сложному делу?

Некоторые считают, что начинать нужно с изучения основ радиотехники. Эти радиолюбители прежде всего запасаются книгами о том, как работают радиопередатчики, приемники, телевизоры, магнитофоны. Другая часть любителей думает, что изучение теории - дело второстепенное. Они «берут быка за рога» - достают схемы и чертежи и пытаются сразу же построить усилитель или приемник, причем, как правило, «самый хороший».

По-видимому, оба этих направления представляют собой крайности. Опыт показывает, что самая лучшая школа для радиолюбителя - это практическая работа, сочетаемая с тщательным изучением схемы и разбором принципа действия того радиоустройства, над которым любитель работает. Мастерство радиолюбителя - это всегда результат упорного, кропотливого труда и глубоких знаний. Для того чтобы работать творчески, создавать новые схемы и конструкции, для того чтобы научиться тщательно налаживать радиоаппаратуру, безошибочно находить неполадки в неисправных приемниках или телевизорах, - нужно многое знать и уметь. Нужно уметь намотать контурную катушку и отыскать нужные выводы обмоток трансформатора, разметить шасси и разместить на нем детали, аккуратно выполнить монтаж и подобрать нужные режимы ламп. Нужно знать основные физические процессы в усилителе или генераторе, понимать, какую роль в работе радиоустройств играют элементы, их схемы, как проходят по различным цепям переменные и постоянные токи, как влияет на работу того или иного узла изменение входящих в него сопротивлений, замена конденсаторов, перестройка контуров.

Именно так и подошел к вопросу Р. Сворень, создавший книгу, в которой гармонически сочетаются своего рода руководство для практических работ с популярным рассказом об основах радиотехники. В книге радиолюбителю предлагается несколько конструкций для самостоятельного изготовления, начиная от самого простого детекторного приемника, в котором имеются всего две детали, и кончая многоламповым супергетеродином. К постройке супергетеродина любители приходят постепенно, действительно «шаг за шагом», модернизируя свой простейший приемник, добавляя к нему все новые и новые узлы, усложняя и совершенствуя его схему. При этом появление каждого нового схемного элемента, каждой новой детали как-то незаметно и в то же время неотделимо связано с коротким рассказом о ее назначении, принципе действия и области применения. Таким образом к концу работ радиолюбитель не только создает вполне современный радиоприемник, но приобретает много полезных знаний, пожалуй, даже стройную систему знаний, которая является прекрасным фундаментом для дальнейшей самостоятельной работы.

Книга «Шаг за шагом» заметно отличается от серии статей, опубликованных в журнале «Радио». Автор переработал многие основные разделы, заново продумал почти все иллюстрации, ввел много новых рисунков и в том числе больше двухсот весьма полезных справочных листков и, наконец, написал две новые главы: первую - об основах электротехники и последнюю - о возможных усовершенствованиях приемника и дальнейших путях самостоятельной работы радиолюбителей.

Можно не сомневаться в том, что эта книга поможет вам сделать первый шаг на пути в радиоэлектронику. А сделав первый шаг, вы, конечно, уже не сможете остановиться - ведь впереди у вас самодельные радиостанции, с помощью которых можно завести друзей на всех континентах планеты, самодельные телевизоры, магнитофоны и карманные приемники, управляемые по радио модели самолетов и кораблей, «умные» электронные автоматы и много других замечательных вещей.

Успехов вам, дорогие друзья!

Председатель Федерации радиолюбительского спорта СССР,

Герой Советского Союза

Э. Кренкель

НЕМНОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

О мае 1895 года замечательный русский физик Александр Степанович Попов продемонстрировал большому собранию ученых свое изобретение - действующий прибор для приема и регистрации электромагнитных волн, то есть то, что мы сейчас называем радиоприемником. А менее чем через год А. С. Попов построил радиопередатчик и осуществил передачу первых в мире радиограмм. Так родился «беспроволочный телеграф», первенец радиотехники, которая за шестьдесят семь лет своего существования сделала множество замечательных подарков всем без исключения областям науки и техники.

Многие годы радиотехника развивалась как один из разделов электротехники - науки об электрических и магнитных явлениях, об их практическом использовании. На первых порах даже не было таких профессий, как радиоинженер или радиотехник, и радиоспециалистов называли просто электриками, прибавляя, правда, слово «слаботочник». Лишь через двадцать - тридцать лет после своего рождения радиотехника сформировалась как самостоятельная область знаний и даже, более того, дала толчок развитию таких важных научных и технических отраслей, как телевидение, радиолокация, вычислительная техника, радиоастрономия, радионавигация и др.

Но, став самостоятельной областью науки, радиотехника, или. как мы сейчас говорим, радиоэлектроника, не порвала, да и не могла порвать своих связей с электротехникой. Ведь работа радиоэлектронных приборов и аппаратов основана на электрических и магнитных явлениях, а процессы, которые происходят в самых сложных радиоустройствах и в мельчайших их элементах, подчиняются строгим законам электротехники.

Во всех учебных заведениях будущие радиоспециалисты тщательно изучают основы электротехники. И радиолюбителю, незнающему электротехники, трудно разобраться даже в самых простых радиоустройствах.

Именно поэтому мы начинаем свой рассказ о работе и устройстве радиоприемника с краткого знакомства с некоторыми основными положениями электротехники. Конечно, на нескольких страницах подробно разбирать все ее законы мы не можем. Да это, пожалуй, и не нужно, так как эти вопросы очень хорошо разобраны в специальных книгах, например, «Курс электротехники» Д. Максимова, «Электротехника для радиста» И. Жеребцова и др. Кроме того, электричеству посвящены большие разделы в учебниках физики для 7 и 10 классов средней школы.

С некоторыми из элементов электротехники мы познакомимся по мере того, как будем изучать и строить приемники. Некоторые вопросы нам придется рассмотреть с самого начала.

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

Многие из вас сочтут этот вопрос до смешного ясным, но, попытавшись ответить на него, поймут, что это очень и очень сложно. И все же мы коснемся вопроса о том, что такое электричество, хотя бы для того, чтобы вы лишний раз над ним задумались.

Много тысячелетий живет человек на нашей планете. Сталкиваясь в своей практической деятельности с окружающим миром, он твердо усвоил такие понятия, как вещество, движение, объем, вес, температура и другие. Зрение, обоняние, слух, осязание - этот могучий арсенал, полученный от природы, - позволили человеку воспринимать мир в бесконечном многообразии вещей и явлений.

Однако уже первые философы и ученые убедились в том, что картина мира, нарисованная в сознании человека, является далеко не полной, что наши органы чувств не дают возможности непосредственно воспринять многие свойства вещества и целый ряд физических явлений.

Электроника — это целый огромный мир, невидимый глазом, но окружающий нас со всех сторон в своих конкретных проявлениях. Телевизоры, видеомагнитофоны, радиоприемники, сотовые телефоны и сотни других электронных изделий постоянно работают, взаимодействуют с человеком, делают мир чуть другим. Что же лежит в основе функционирования этих устройств? По каким законам живет электроника, и ее базовые элементы: электрические цепи и радиокомпоненты? Об этом и многом другом замечательная энциклопедия электроники Рудольфа Свореня «Электроника шаг за шагом».

Книга построена по принципу «от простого к сложному» — в начале автор рассказывает о том, что вообще такое электричество, электрический ток, сопротивление, мощность и прочее, а затем шаг за шагом раскрывает практическое применение базовых знаний — закона Кулона, законов Кирхгофа, Джоуля-Ленца и других. При этом книга построена как настоящее учебное пособие или энциклопедия. Каждая глава представляет собой набор тем, перенумерованных и обозначенных буквой «Т», каждая иллюстрация и рисунок — буквой «Р», а практическая схема, которую можно собрать — буквой «К». Благодаря обширному путеводителю по этим темам, размещенному на форзацах книги, легко найти в тексте нужную тему и иллюстрации к ней. Кроме того в книге огромное количество справочного материала. Приведены сведения о технических характеристиках электронных компонентов, производимых в СССР и производящихся до сих пор в России, расшифрованы маркировки микросхем и приведены структурные схемы самых популярных из них.

Для любителей работать руками автор снабдил книгу практическими конструкциями, которые можно собрать и опробовать в работе. Они размещены на цветных вклейках. Показаны внешний вид электронных устройств для сборки, принципиальные электрические схемы и компоновка радиоэлементов.

Автор коснулся не только аналоговой электроники — усилителей, генераторов и приемников, он также освещает основы цифровой радиоэлектроники, рассказывает о базовых логических элементах и их воплощении в конкретных схемах, дает основы понимания работы триггеров, и других элементов современной компьютерной техники.

Глава 1. Предисловие-путеводитель
Глава 2. Встреча с электричеством
Глава 3. Завод, где работают электроны
Глава 4. Конституция электрической цепи
Глава 5. Созданный движением
Глава 6. Сложный характер переменного тока
Глава 7. Сырье и продукция электричества
Глава 8. В переводе на электрический
Глава 9. Создание мощной копии
Глава 10. От усиления к усилителю
Глава 11. Превращение в генератор
Глава 12. Воспроизводится музыка
Глава 13. Перехожу на прием
Глава 14. Записано на века
Глава 15. По стопам кремонских волшебников
Глава 16. Передается картинка
Глава 17. Доверено автоматам
Глава 18. Компьютер — вычисляющий автомат
Глава 19. Питание на любой вкус
Глава 20. Измерения и изменения
Глава 21. Фантастическая электроника

Практические схемы и конструкции
Справочные материалы
Справочные данные и формулы на рисунках

Рудольф Анатольевич Сворень (29 мая 1927 — 30 мая 2018) — советский и российский радиоинженер, журналист и писатель, кандидат педагогических наук. Популяризатор в области электроники, работал в журналах «Радио», «Наука и жизнь». Издано 13 его книг, общий тираж которых превысил 8 миллионов. Среди них — энциклопедия юного радиолюбителя «Электроника шаг за шагом». В последние годы жизни Рудольф Сворень проживал в Бостоне, США, штат Массачусетс.

В 1950 году окончил Одесский электротехнический институт связи (ОЭИС) по специальности «Инженер-электрик радиосвязи». В 1950-52 годах работал в городе Фрунзе (ныне Бишкек) дежурным инженером на местном средневолновом радиовещательном передатчике, затем — в лаборатории радиорелейной линии связи.

В 1952-56 годах преподавал основы электро- и радиотехники в «Центральной школе технической подготовки ДОСААФ СССР» в Подмосковье. С 1956 года работал в журнале «Радио», был одним из инициаторов подготовки статей о будущих запусках первых советских искусственных спутников земли, о наблюдении за их сигналами с описанием практических конструкций для проведения и техники этих наблюдений. Эти статьи помогли тысячам радиолюбителей услышать в своих радиоприёмниках позывные первого ИСЗ.

В 1963 году вышли в свет первые книги Р.А. Свореня — «Шаг за шагом. От детекторного приемника до супергетеродина» и «Ваш радиоприемник».

В 1964 году перешел на работу в журнал «Наука и жизнь», где был специальным корреспондентом, заведующим отдела, заместителем главного редактора.

В 1979 году была издана самая известная книга Р.А. Свореня «Электроника шаг за шагом. Практическая энциклопедия юного радиолюбителя», которая выдержала четыре издания, последнее — в 2001 году в виде выпуска № 1248 серии «Массовая РадиоБиблиотека». В 2012 была напечатана последняя из серии книг об основах электротехники и электроники — «Электричество шаг за шагом».

До конца своих дней Рудольф Анатольевич работал над книгой «Самое главное — понять самое главное» и серией популярных брошюр «Мир устроен очень просто», а также готовил 5-е издание своего бестселлера «Электроника шаг за шагом. Практическая энциклопедия юного радиолюбителя».

Последние годы жизни проживал в Бостоне. После ухудшения здоровья переехал в Питтсбург, где провел оставшиеся время в кругу своей семьи.

Книги (6)

Ваш радиоприемник

Книга «Ваш радиоприемник» — удачный пример того, как можно просто, занимательно и в то же время достаточно конкретно рассказать о радиоэлектронной технике.

Эта книга будет полезной не только для тех, кто хочет поближе познакомиться со своим приемником, но в первую очередь для тех, кто испытывает потребность познакомиться с основами современной радиоэлектроники.

Шаг за шагом. От детекторного приемника до супергетеродина

Эта книга для тех, кто хочет стать радиолюбителем-конструктором и строить замечательные электронные приборы — приемники, усилители, радиостанции, магнитофоны. Начиная с простейшего детекторного приемника, постепенно, шаг за шагом, читатель познакомится с принципом работы, схемами и устройством различных самодельных приемников, включая многоламповые супергетеродины.

В книге коротко изложены элементы электротехники, которые нужно знать радиолюбителю, описана работа основных радиотехнических деталей — электронных ламп, полупроводниковых приборов, трансформаторов, колебательных контуров, а также приводятся справочные данные, необходимые радиолюбителю для самостоятельной работы.

Шаг за шагом. Транзисторы

Книга написана простым языком и ориентирована на средний и старший школьный возраст. В ней автор доступным языком излагает основы работы полупроводниковых приборов. Книга сопровождается множеством иллюстраций, благодаря чему шаг за шагом постигается сложный мир внутри транзисторов.

Поскольку книга больше ориентирована на детей, то повествование идет буквально «на пальцах», не используется никаких сложных формул или вычислений — только как полупроводниковые приборы работают и как их использовать.

Шаг за шагом. Усилители и радиоузлы

В книге рассказано о ламповых усилителях низкой частоты, громкоговорителях и их акустическом оформлении, о некоторых путях улучшения качества звучания радиоаппаратуры.

Рассказ об основах радиоэлектроники и принципах усиления иллюстрируется схемами и описаниями радиолюбительских конструкций: радиограммофонов, высококачественных усилителей, простого школьного радиоузла, акустических агрегатов.

Электроника шаг за шагом. Практическая энциклопедия юного радиолюбителя

В практическую энциклопедию радиолюбителя входят популярные рассказы об основах электротехники, электроники и радиотехники, о звукозаписи, телевидении, радиоприеме, электронной музыке, об автоматике и вычислительной технике.

В книге много практических схем и описаний конструкций для самостоятельного изготовления. Большую помощь радиолюбителю в его практической работе окажет имеющийся в книге справочный материал. Оставив почти без изменений основную (учебную) часть книги, автор добавил к ней 128 коротких рассказов о современных приборах, методах и применениях электроники, а также разработал для книги 200 новых иллюстраций, объединив их в «Веселый конспект».

Для широкого круга радиолюбителей, может быть полезна учащимся школ и техникумов.

"Knowledge is power " - известная фраза («Знание - сила») не менее значима и в наши дни.

Знание определяет профессионализм и ценность сотрудника, успешность компании, уровень развития государства и в итоге возможности всего человечества.

Учителя, книги - это главная сила знаний, но и их успешность зависит от выбранной стратегии и от самого стиля объяснения учебного материала.

Думаю, многие встречались с тем, как сложность и непонятность объяснений, равно как и одобрение заучивания, зубрежки приводит учеников или студентов к стойкому отторжению самого предмета. В то же время часто встречаешь преподавателей и авторов книг, которые так умеют подать материал, что он воспринимается легко, можно сказать, с радостью. Полученные в этом случае знания быстро находят путь к практическому применению.

Книги и статьи Рудольфа Свореня обладают той удивительной способностью объяснить сложные вещи доступным и понятным языком, поэтому их так любят и ценят. Вот некоторые цитаты:

«Книга редкая и отличная по содержанию и манере изложения. Рудольф Сворень вне конкуренции. Замечательные рисунки Фролова дополняют текст и увлекают еще больше. Сын подрастёт, обязательно распечатаю для него. Жаль, теперь таких книг не делают в принципе»

Примерно так же оценивают то, что сделал Рудольф Анатольевич Сворень, который более 40 лет был редактором и автором в журнале «Наука и жизнь».

«С удовольствием читал публикации Свореня в „Науке и жизни“ на протяжении многих-многих лет. Как-то он чувствовал грань между „простотой изложения“ и „примитивностью изложения“. Даже будучи уже вполне „образованным“, было интересно взглянуть на давно известную вещь как-бы со стороны, глазами пацана. И понимаешь, что если бы эта статья попалась тебе в отрочестве, то ты бы понял всё, о чем в ней говорится!»

К сожалению, очень мало информации об этом замечательном человеке, поэтому мы хотели бы заполнить этот пробел - публикацией воспоминаний от Рудольфа Анатольевича (). И так же мы планируем организовать переиздание классической книги «Электроника шаг за шагом» (об этом в конце статьи).

Вторая часть воспоминаний Рудольфа Анатольевича Свореня и его планы (публикуется впервые) :

Мой переход в редакцию [журнала «Радио»] совпал по времени с невиданно быстрым прогрессом радиоэлектроники – появились и совершили переворот в схемотехнике серийные транзисторы, а вскоре их высокочастотные и достаточно мощные типы. Широко осваивались сантиметровые и дециметровые диапазоны. Были созданы новые технологии производства транзисторов, а затем и интегральных схем – достаточно вспомнить, что уже несколько лет выпускаются размером с почтовую марку интегральные схемы, в каждой из которых до трех миллиардов (!!!) сложным образом точно соединенных деталей. А ведь для того, чтобы получился миллиард песчинок, нужно собрать 6 тысяч мешков песка. Отметим, что вся эта новейшая техника выпускалась, как говорится, без прикосновения человеческой руки – её делали и проверяли автоматы.

Думаю, не только передо мной встал в те годы вопрос – как познакомить людей с этим шквалом новой электроники. Когда рассказать о ней? О чём конкретно? Насколько подробно? Я не мог ответить на эти вопросы потому, что никак не мог разобраться в обстановке. Не мог разобраться, а решение почему-то принял правильное – я стал писать детские книжки об основах электро- и радиотехники. Первые две книжки вышли в 1963 году – мне тогда было 36 лет. Книжки эти были совершенно разные, но главный герой у них был один и тот же – радиоприемник. Во-первых, изучая его, юный радиолюбитель становился профессионалом. А во-вторых, он своими руками практически бесплатно мог сделать то, за что в магазине нужно платить. Каждый любитель наверняка запомнил счастливый момент, когда первый собранный им приемник чуть ли не сразу же заговорил или запел.

А вот книги об основах электротехники и электроники дело не быстрое, я занимался ими 50 лет и последняя из этих книг «Электричество шаг за шагом» была напечатана в 2012 году.

Всего же я написал и выпустил 13 больших книг (включая два перевода на другие языки и одну книгу, написанную в соавторстве), их общий тираж более 8 миллионов экземпляров. При этом сравнительно медленное создание и публикация книг практически не влияли на бурные события в личной и деловой жизни – под влиянием нарастающего своего интереса к многим различным областям науки я ушел из журнала «Радио» и несколько лет жил в режиме свободного журналиста. Печатался в газетах и журналах «Известия», «Неделя», «Правда», «Комсомольская правда», «Техника молодежи», «Вечерняя Москва», «АПН» и многих других. Однако пришел момент, когда достоинства свободной жизни перестали перекрывать её недостатки и в 1964 году я вернулся на работу в стабильный журнал – на этот раз в журнал «Наука и жизнь», считавшийся в те времена лидером всех научно-популярных изданий.


Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов в гостях у редакторов журнала «Наука и жизнь» - у главного редактора Игоря Константиновича Лаговского (второй слева), его заместителей Рады Никитичны Аджубей и Рудольфа Анатольевича Свореня (1969 г.).

В этом журнале я поочередно по несколько лет заведовал несколькими ведущими отделами, дольше всего отделом физико-математических наук. А лет через двадцать меня утвердили членом редколлегии и вскоре назначили заместителем главного редактора. Вот здесь уж свободного времени совсем не стало – так или иначе я участвовал в подготовке каждого номера целиком и дважды читал каждый номер «насквозь». Так бы оно, наверное, продолжалось до полного ухода на пенсию, если бы не одно чрезвычайное событие – в апреле 1999 года я уехал в США без какого-либо понимания вернусь ли. Уехал я потому, что очень болел, сердце практически не работало – я уже и десяти шагов не мог пройти чтобы не остановиться и передохнуть. А назначенную мне операцию на открытом сердце - замену сердечного клапана - в наших больницах еще не делали. Состояние мое резко ухудшилось после того, как из-за неизлечимой онкологии ушла из жизни любимая жена Екатерина.

Но не будем вспоминать негативные подробности, через месяц после приезда я уже жил в неплохой квартире в небольшом городе Малден, входившем в состав Большого Бостона. А еще через два месяца (после операции) я вернулся к жизни здорового человека и стал активно разрабатывать проблему, о которой раньше мог лишь изредка подумать из-за отсутствия свободного времени.


Рудольф Сворень на приеме у Гари Христиансена, мэра города Малден (часть Большого Бостона, США) (2015 г.).

Проблему эту можно было бы назвать так – «Создание новой системы среднего образования». Типичным примером такой системы можно назвать нашу нынешнюю российскую среднюю школу от 1-го до 11-го класса. Её задача помочь школьнику создать представление о мире, в котором мы живем, создать, как её часто называют, картину мира. Делается это путём изучения отдельных школьных предметов, например, биологии, химии, истории, геометрии, грамматики и других - из этого потом и складывается картина мира. Но складывается часто не очень удачно – как правило 70 – 80 процентов школьников не получают в школе знаний, которые им хотели бы передать учителя и учебники. При этом школьники часто перегружены занятиями и очень устают. Просмотрите, например, нынешние учебники биологии или химии – просто страшно от того, что школьники должны всё это знать. Причем, все это проблемы, существующие в школах многих стран, в частности России и Соединенных штатов.

Мне кажется, что пришло время для серьезных изменений в среднем образовании, которые избавят его от нынешних недостатков. Конечно, создавать и обсуждать систему образования, а тем более изменения в ней, должны профессионалы педагоги, но выскажу и несколько своих соображений по этому поводу. Во-первых, всё учебное время нужно разделить на две примерно равные части - на 1-ю и 2-ю части системы среднего школьного образования – 1ССШО и 2ССШО. Часть 1ССШО отдается формированию картины мира, а часть 2ССШО углубленному изучению (в небольших группах) того, что понадобится в будущей профессии или для поступления в институт.

Занимаясь школьной проблемой, я прежде всего пытался написать учебную книгу «Самое главное понять самое главное » (сокращенно книга «Самое главное…») для 1ССШО, то есть для создания картины мира. Книга «Самое главное…» должна быть такая, чтобы её даже без помощи учителя легко мог читать каждый школьник. Пока у меня получилась огромная рукопись объемом 1500 страниц. Чтобы дописать её, отредактировать, разделить на 10 – 12 небольших книжек и укомплектовать иллюстрациями понадобится много времени, думаю 5 – 6 лет. Я не стал всё остальное откладывать и сразу начинать столь большую по нужному времени работу, я начал готовить экспериментальное издание 6 сравнительно небольших писем-книжечек (50 страниц текста и примерно столько же страниц иллюстраций в каждой) с общим названием «Мир устроен очень просто». Часть из этих писем уже готова и надеюсь завершить эту работу за 2 года. Надеюсь, что 2-х лет хватит чтобы несколько изменить и улучшить вполне хорошие последние мои книжки об электричестве и электронике. И, наконец, два годы уйдут чтобы организовать выпуск простых конструкторов для радиолюбителей, возможно с использованием первых книжек про приемники.

Как видите, план действий есть и что полезное для людей можно сделать вполне понятно. Единственное, что дает повод для размышлений так это то, что примерно через год мне будет (по крайней мере должно быть) девяносто лет.

Р.А.Сворень, 2016

Фотографии из личного архива Р.А.Свореня

Фотографии из личного архива Р.А.Свореня



В полдень три гостивших в Тбилиси кавказских сельских жителя - два молодых горца и одна из того же села барышня - стали при содействии земляков попутными пассажирами московского «Москвича» журналиста Рудольфа (слева) и его жены Катерины (вторая справа). К вечеру резвый автомобиль привез всю компанию, так сказать, домой - в небольшое село в предгорьях Эльбруса, где живут и работают три кавказских путешественника. На следующий день (смотри фото) гостепреимные хозяева провожали москвичей в дальнейший путь по горным дорогам - до нескольких школ в районе города Ставрополя, в которых школьники активно изучали электронику и готовились к встрече с автором своих учебных книг. Подобные контакты, кстати, полезны не только читателям, но и писателям, создателям книг. В процессе таких контактов писатели получают никем не правленное, собственное представление о мире, в котором мы живем, о его людях, о трудностях, с которыми они сталкиваются, и о том, как можно эффективно содействовать преодолению этих трудностей (1961 г.).


Известным ученым страны и мира академикам М.В. Келдышу, В.А. Котельникову, Н.Г. Басову, А.М. Прохорову и другим, руководитель разработчиков Р.А. Сворень демонстрирует созданные его конструкторской группой электронные игрушки, управляемые звуковыми импульсами (1970 г.).


На большой выставке, рассказывающей о развитии разных направлений советской электроники, побывал Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (глава Правительства страны). Он, неожиданно для некоторых, провел много времени на стенде электронных конструкторов и игрушек, а беседуя с руководителем разработчиков Р.А. Своренем, отметил большие возможности радиолюбителей в содействии прогрессу техники (1970 г.).


Встреча на другой стороне земного шара - в гостях в Шри-Ланке (остров Цейлон, недалеко от южных берегов Индии) у известного английского писателя Артура Кларка, более 50 лет прожившего в этой стране (1989 г.).

Переиздание книги

Небольшой инициативной группой мы планируем организовать переиздание книги Рудольфа Анатольевича «Электроника шаг за шагом», если вам интересно получить новый экземпляр этой замечательной книги - отметьтесь пожалуйста в